Привет! Я хочу услышать от вас хорошую историю о том как сильные мира сего благодаря полезным привычкам, методичности в достижении цели и нравственным добродетелям, созидали историю этого прекрасного мира! Этот ключевой навык (искусство сторителлинга), на мой взгляд, и является психологической основой успешного обучения. Итак, поучим матчасть:
Сторителлинг (англ. - storytelling, «рассказывание историй») - неформальный метод обучения. Это рассказы о каких-то событиях, которые обычно передаются в организациях между людьми неофициально. Под историей понимается любое сюжетно связанное повествование, которое является выражением определенного принципа или ценности обсуждаемого. История — это носитель и передатчик знаний. Метод был изобретен и успешно опробован на личном опыте Дэвида Армстронга, главы международной компании Armstrong International. Свою концепцию Армстронг изложил в книге MBSA: Managing by Storying Around. Разрабатывая свой метод, Армстронг учел известный психологический фактор: истории более выразительны, увлекательны, интересны и легче ассоциируются с личным опытом, чем правила или директивы. Они лучше запоминаются, им придают больше значения, и их влияние на поведение людей оказывается сильнее.
Сторителлинг – это повествование различных мифов, сказок, притч или былин. Причем сами рассказы могут быть и о выдуманных, и о реальных героях. Среди психологов подобные истории носят название метафор, так как основой их создания являются сходства и аналогии, которые формируются по формуле «Х относится к Y как A относится к В». Подобные рассказы призваны оказывать воздействие путем понятного и простого намека. Главным принципом сторителлинга является то, что слушателю нужно понять суть рассказа, для чего необходимо активизировать правое полушарие. Именно эта часть головного мозга обрабатывает информацию, выраженную в образах или символах. Результат прослушивания подобных историй следующий: человеческое подсознание получит некоторый опыт, о котором говорилось в притче. Таким образом, сторителлинг – это отличный инструмент для работы с бессознательным.
Источники: http://constructorus.ru/uspex/storitelling.html; http://www.trainings.ru/library/articles/?id=6330
Вы делаете презентацию? и как водится - начинаете сразу с фактов, которые вы хотите донести. Это не всегда работает и вот почему. Люди любят истории и рассказы. Они любят героев, путешествия, сюрпризы и конечно счастливый конец. Выступить с докладом, который захватывает сердца и умы вашей аудитории, вы можете использовав один из этих классических методов сторителлинга.
1. Мономиф (путешествие героя). Это структура истории, которая встречается во многих народных сказках, мифах со всего мира. В мономифе, герой покидает свой дом и отправляется в трудный путь, в неизведанное. После преодоления больших и малых испытаний, он возвращается домой с наградой или вновь обретенной мудростью - тем, что поможет, например, жителям деревни (королевства) или определенного сообщества. Использование мономифа может помочь вам объяснить, что привело вас к определенным выводам, которыми Вы хотите поделиться с вашей аудиторией. Подходит для:
ッ Приглашения аудитории в путешествие
ッ Демонстрации преимущества рисков
ッ Демонстрации того, что вы узнали в процессе обретения новых знаний2. Гора. Это способ отображения напряжения и драматизма в истории. Он похож на мономиф, потому что он помогает нам построить наступление определенных событий в истории. Но он отличается тем, что не обязательно имеет счастливый конец. В первой части рассказа дается установка (начальные условия), а затем показывается путь по решению нарастающих проблем до кульминационного завершения. Это немного похоже на сериал - каждый эпизод имеет свои взлеты и падения.Подходит для:
ッ Демонстрации преодоления проблем
ッ Создание нарастающего напряжения3. Вложенные циклы. Вложенные циклы - техника повествования, где Вы наслаиваете (связываете) три или более рассказа между собой. Вы помещаете вашу самую важную историю в ядро вашего сообщения - в центре, и используете вспомогательные истории вокруг нее для объяснения главного. Вложенные циклы работают как будто ваш друг рассказывает о появлении мудрого человека в своей жизни, того, кто преподал ему их важный урок. Первый цикл история вашего друга, второй -история мудрого человека, а в центре важный урок. Подходит для:
ッ Объяснения процесса того, как вы были вдохновлены чем-то / пришли к определенному выводу
ッ Использование аналогий, чтобы объяснить какое-либо понятие4. Sparklines (линии проблеска, линии контраста). Sparklines являются отличным способом представления структуры выступления. Так Нэнси Дуарте использует «искрографику», чтобы проанализировать знаменитые выступления. Она утверждает, что самые лучшие выступления успешны, потому что они контрастируют с нашим обычным миром. Они (ораторы) сравнивают то, «что есть» , с тем что «может быть». Делая это, ведущий обращает внимание на проблемы, которые мы имеем в нашем обществе, нашей личной жизни. Это очень эмоциональный метод, который, несомненно, мотивирует аудиторию. Подходит для:
ッ Побуждения аудитории к действию
ッ Создания атмосферы надеждыНапример, вот речь Мартина Лютера Кинга «У меня есть мечта», которая иллюстрирует данный метод:5. In Medias Res (лат. – внутри вещи). In Medias Res это метод, когда вы начинаете ваш рассказ в разгар действия, для того, чтобы объяснить, как и почему вы туда попали. Этот метод требует осторожности, если вы не хотите раскрывать все нюансы сразу. Попробуйте давать выводы малыми намеками на что-то причудливое или неожиданное. Дайте вашей аудитории настолько достаточно информации, чтобы держать их на крючке до конца выступления. Этот метод работает только для коротких презентаций и подходит для:
ッ Захвата внимания с самого начала
ッ Поддержания напряжения у аудитории
ッ Акцентирования внимания на ключевых моментах в вашей истории6. Сходящиеся идеи. Он показывает, как различные направления мышления могут использоваться вместе, чтобы сформировать один продукт или идею. Он может быть использован, чтобы показать рождение концепции или для объяснения того как единственная идея стала результатом работы нескольких людей, работающих над одной целью. Сходящиеся идеи похожи на «вложенные циклы», но вместо кадрирования одной истории с дополнительными историями, он может показать, как несколько историй дают однозначный вывод. Этот метод может быть использован, чтобы рассказать истории некоторых из величайших партнерств в мире - например, веб-разработчиков Ларри Пейджа и Сергея Брина. Как говорится «Удача благосклонна соединенным умам». Подходит для:
ッ Демонстрации совместной работы
ッ Демонстрация того, как произошло развитие в определенный момент истории7. Фальстарт. Метод выступления, когда вы начинаете описывать, казалось бы, предсказуемый сюжет - вы заманиваете зрителя в ложное чувство безопасности, а затем шокируете их поворачивая все с ног на голову. Этот формат отлично подходит для историй о времени, когда вам не удалось что-то - вы были вынуждены «возвратиться назад" и пересмотреть свои взгляды. Он идеально подходит для повествований о вещах, которые вы узнали из своего неудачного опыта или открыли инновационный путь решения вашей проблемы. Это быстрый способ захватить внимание, который нарушит ожидания вашей аудитории, удивит их и заставит обратить более пристальное внимание на ваше сообщение. Подходит для:
ッ Разрушения ожиданий аудитории
ッ Демонстрации преимущества гибкого подхода8. Лепестковая структура. Это способ организации нескольких рассказов вокруг одной центральной концепции. Это полезно, если у вас есть несколько несвязанных историй, и вы хотите сказать или показать - что все это относится к одной ситуации. Вы озвучиваете ваши истории по одной, прежде чем вернуться обратно в центр. Лепестки могут перекрываться, (одна история представляет следующую), но каждая из них должна быть самостоятельным рассказом самим по себе. Показывая своей аудитории, как все эти ключевые сюжеты, связанны друг с другом, вы заставите их чувствовать истинную важность и вес вашего сообщения. Подходит для:
ッ Демонстрации того, как несколько сценариев могут быть связаны в одну идею
ッ Создания нескольких аргументов вокруг центральной темы© Константин Бугайчук, источник: http://e-lpro.blogspot.ru/2015/03/8.html
...Коммуникационная сторона любой конференции — сложнейшая задача: на такие мероприятия собираются десятки спикеров, и каждый из них переполнен идеями. А еще слушателей отвлекают их же собственные смартфоны и планшеты. По данным исследования, опубликованного в журнале Time, в среднем пользователь смартфона заглядывает в него 110 раз в день, а в тяжелых случаях — до 900 раз. Лучший комплимент, услышанный мною однажды от организатора конференции: она-де не заметила, чтобы хоть один человек потянулся к смартфону во время моего выступления. Конечно, каждый раз на подобный успех нельзя рассчитывать. Но методом проб и ошибок я за многие годы усвоил несколько уроков и могу дать совет, как сделать, чтобы главная мысль была расслышана посреди лишнего шума.
1. Невозможно объяснить другим то, что вы сами не поняли. Однажды мне довелось работать с командой руководителей, которым требовался запоминающийся слоган для новой инициативы. Но после того как поговорил со всеми руководителями и записал эти интервью на видео, я понял, что проблема на самом деле — в самой стратегии и она только маскируется под коммуникационное затруднение. Мои клиенты не могли сделать эффективное рекламное сообщение, потому что не успели точно сформулировать свою стратегию, принять решение: что входит в их инициативу, а что отсеивается. Я убедился, что имеет смысл выстраивать сообщение примерно по такому рецепту: «Я говорю вот это [четко сформулированная тема] вот этим [точно обозначенная аудитория], чтобы они [точно обозначенная цель сообщения]».
2. Забудьте про слайды и просто поговорите. Недавно в Остине, штат Техас, я принимал участие в конференции для креативщиков и инноваторов. Когда я начал говорить, в аудитории яблоку негде было упасть, чувствовался сильный прилив энергии — и, отзываясь на него, я забыл про слайды и вступил в разговор. Я задал вопрос: «Почему умные люди поддаются на банальный обман?» Посыпались ответы, комментарии, мы стали их разбирать: «С младших классов школы нас приучают слушаться без возражений»; «Слишком много дел, некогда разбираться» и т. д. И я не стал переходить к другому вопросу, я возвращал обсуждение к первоначальной теме, все более в нее углубляясь, и разговор становился все более интересным. Под слайды мы бы такой разговор не провели. Один человек потом сказал, что это обсуждение стало для него кульминацией всего мероприятия. Когда лектор демонстрирует слайды, слушатели могут откинуться к спинке кресел, но вопрос вынуждает их податься вперед и принять живое участие в дискуссии.
3. Прикончите самое любимое. Стивен Кинг говорил: чтобы оживить свой рассказ, нужно «убить самое любимое, убить самое любимое, убить самое любимое, прикончите своих фаворитов, даже если ваше эгоцентрическое писательское сердечко от этого разорвется». Такая же самоцензура требуется и при изложении историй. Джек Дорси, гендиректор Square и соучредитель Twitter, основным своим делом считает работу «главным редактором»: он следит, чтобы компания «являла миру цельную историю».
4. Повторяйте, но без занудства. Алистер Кемпбелл, советник Тони Блэра по связям с общественностью, на конференции, организованной журналом CIPR, говорил о том, как трудно в нашем шумном мире добиться, чтобы мысль была услышана. Вы попали в огромное помещение, вдали видите белую стену. Ваша задача — выкрасить ее в синий цвет с помощью шариков для пейнтбола. Вы стреляете — на стене появляется крошечная отметка. То есть один раз вы произнесли свою мысль, и она потерялась на общем фоне. Стреляете во второй раз. В третий, в четвертый. Вы повторяете одно и то же с огромным упорством, покуда не глянете — ба, а стена-то уже не поймешь, синяя или белая. И это, по мнению Кемпбелла, — лучший результат, на какой только можно рассчитывать. Но прежде чем вы начнете твердить одно и то же, определитесь, какую мысль вы хотите довести до слушателей. Определитесь с приоритетами. Когда слово «приоритет» впервые вошло в английский язык, у него не было формы множественного числа. Почему? Потому что «приоритет» — это «самое первое». И в этом значении слово употреблялось пятьсот лет. Однако в ХХ веке появилось множественное число — «приоритеты». То есть — несколько «самых первых»? Слова способны изменить мир, но, когда мы пытаемся передать сразу много мыслей, мы обесцениваем свои же собственные слова.
Если вы руководитель и готовите важный доклад или если вы организатор мероприятия (есть ли на свете более неблагодарная работа?), вы хотите одного: повлиять на слушателей. Вам нужен хит, а не болтовня, которую вскоре забудут. Пусть участники возвращаются через месяцы, годы спустя и благодарят вас за это выступление. Вы этого добьетесь, когда усвоите простое правило: меньше значит лучше. И тогда люди скажут: «То была лучшая лекция, какую мне доводилось слышать».
©Грег МакКеон, Источник: http://hbr-russia.ru/lichnaya-effektivn … z3t5drafBR
Не надо предисловий. Лучшие ораторы немедленно помещают нас в эпицентр событий. Они завладевают нашим вниманием и задают тон, обещающий нам как слушателям уникальное удовольствие и незабываемый опыт. Избегайте начала вроде: «Я бы хотел рассказать вам историю о том, как я научился...» Вместо этого начните с самого действия и скажите прямо о том, чему вы научились.
Тщательно выбирайте первые и последние слова. Второго случая произвести хорошее первое впечатление нам не представится. Не надо выучивать наизусть всю историю, но великие лидеры знают назубок первые и последние слова — и могут произнести их без колебаний. Не пренебрегайте возможностью эффектно начать и закончить.
Пусть деталей будет, как в сказке «Три медведя», — в самый раз. Дайте нам не больше и не меньше. Если подробностей будет слишком много, мы утратим нить или, что еще хуже, заскучаем. Если мы не услышим достаточно деталей, нам может недоставать контекста для полного понимания или для приложения истории к собственному опыту. Если возможно, опробуйте свой рассказ на нескольких друзьях, похожих на тех людей, которые будут вас слушать. Пусть они помогут вам определить нужный объем деталей и прорисовок.
По мысли на человека. Обращаясь к группе, в каждый момент времени сосредоточьтесь на одном слушателе, меняя его каждые 4—7 секунд. В течение рассказа по возможности постарайтесь установить связь с каждым человеком. Не «размазывайте» контакт глазами по всей аудитории, как свет от маяка, лучше встречайтесь глазами с конкретными слушателями. Можно попробовать на время презентации «назначить» одного из участников общения действующим лицом вашей истории.
Не забывайте о силе поэзии. Используйте меньше слов, но пусть они передают больше смысла. Мой преподаватель английского языка в старших классах мистер Уэсслинг, чтобы рассказать нам о поэзии, использовал аналогию «волшебного грузовика с зерном». Он говорил: «Представьте себе, что волшебный грузовик позволяет фермеру перевезти в семь раз больше зерна, чем обычный». (Нетрудно догадаться, что я вырос в Канзасе, не правда ли?) Мы составляли длинный список преимуществ такого средства: меньше возни, меньше расход топлива, больше свободного времени и т. д. Затем он делал вывод: «Ну вот, мальчики, именно так работает поэзия. Это когда используешь всего несколько тщательно выбранных и соединенных друг с другом слов так, чтобы они несли гораздо больше значения, чем обычно». Образность этого рассказа, услышанного мной 30 лет назад, напоминает мне о силе поэзии и силе слова.
Используйте тишину, чтобы оказать влияние и расставить акценты. Когда композитор пишет партитуру симфонии, он или она помещает паузы там, где должна быть тишина. Эта пауза является частью музыки не меньше, чем ноты. Молчание — мощный инструмент рассказчика, и им часто пренебрегают. Молчание привлекает внимание к тому, что уже было сказано, или к мысли, которая за ним последует — и позволяет другим привнести собственное толкование.
Знайте свою аудиторию, цель и послание. Используя эту простую схему из трех пунктов из книги Мэри Мантер и Линн Рассел «Guide to Presentations», вы добьетесь того, что послание будет четким, завоюет аудиторию и побудит ее к желаемым действиям.
Пример и образец►►Оратор, применяющий эти семь стратегических принципов, сможет вложить в свою историю больше мастерства и смысла. Чтобы увидеть образец того, как хорошо использовать историю внутри презентации, я предлагаю посмотреть речь Марка Безоса на конференции TED в 2011 году под названием «Жизненный урок от пожарника-добровольца». За три минуты Безос рассказывает потрясающую историю с применением наглядных материалов. Особенно интересен выбор последних слов — «Спасите ботинки». Они служат кратким поэтическим резюме его речи. Также он очень тщательно выделил те детали пожара, о которых стоит говорить, и те, которые можно опустить. Мы знаем, что хозяин дома стоит снаружи, под дождем и босиком; но мы не знаем название улицы или каков с виду горящий дом. Безос дает нам только то, что нужно для понимания.
Истории могут убеждать и развлекать. Они могут учить и влиять. Истории делают наши послания запоминающимися. Используйте эти семь принципов для оттачивания и совершенствования своих навыков рассказчика, и вы добьетесь нужных вам результатов в руководстве людьми и передаче своих мыслей.
Источник: http://hbr-russia.ru/lichnaya-effektivn … ki/p14749/