Общественная психолого-педагогическая лаборатория им. профессора Ф.Х. Уразаевой

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Общественная психолого-педагогическая лаборатория им. профессора Ф.Х. Уразаевой » Спецпроекты » Современные тренды развития нейронаучных исследований в образовании


Современные тренды развития нейронаучных исследований в образовании

Сообщений 11 страница 20 из 25

11

https://upforme.ru/uploads/001b/43/63/2/t61035.jpg
Воздействие чтения на мозг человека

Огромное влияние чтения на наше когнитивное развитие трудно переоценить – все мы с раннего детства слышим от семьи, учителей и других авторитетных взрослых людей о пользе чтения, учебный процесс в школах и высших учебных заведениях строится вокруг восприятия информации через книги и учебники, а также многие психологи рекомендуют в качестве продуктивного и приятного хобби именно литературу. Но каковы на самом деле нейропсихологические механизмы чтения и как они реально сказываются на деятельности нашего мозга?

С точки зрения физиологии все функции человека, а также его развитие находятся под контролем нервной системы. Среди высших психических функций нервной системы выделяют мышление, память, эмоции и речь. Так, развитию речи способствует обращение к другой, более совершенной речи, столкнуться с которой проще всего в классических произведениях, написанных порой не самым простым для понимания литературным языком. Постоянная активность высших психических функций поддерживает тонус нервной системы, что влечет за собой оздоровления организма в целом.

В исследовании Н. Филипс из Оксфордского университета проводился интересный эксперимент, направленный на изучение влияния различных видов чтения мозг с использованием магнитно-резонансной томографии. В первой части эксперимента участникам предлагался текст, который они читали без особого задания, расслабленно и для собственного удовольствия. Далее им предлагалось уже более серьёзно подойти к прочтению, анализируя текст как при учебном процессе. Результаты МРТ показали, что переход от одного способа чтения к другому коренным образом изменил характер нервных процессов, а также отразился на интенсивности кровообращения в мозге. Это свидетельствует о том, что происходит тренировка познавательных способностей мозга, активизация нервной системы и, следовательно, повышается тонус организма в целом. Также при МРТ-исследовании прослеживалось, что при погружённом чтении активизируются те участки мозга, которые не задействуются при провождении времени перед телевизором или видеоиграми.

Говоря о литературном языке произведений и его влиянии на мозговую деятельность, стоит отметить не менее интересное исследование, проведённое в Ливерпульском университете. В данном случае изучалась разница между восприятием языка классиков английской поэзии (Шекспир, Байрон и др.) и пересказа этих произведений более простым языком. Исследование показало, что именно сложные, нехарактерные для повседневной речи слова вызывают нейронную реакцию. Это в свою очередь вызывает избыточное возбуждение в мозге, которое сохраняется даже после окончания самого процесса чтения, что по цепной реакции вызывает желание продолжать читать. Также любопытно отметить, что во время чтения происходит активация правого полушария мозга, а именно зоны, связанной с автобиографическими воспоминаниями. Это свидетельствует о том, что читающий человек постоянно проводит параллели между происходящим в книге и собственным опытом, одновременно анализирую с этой точки зрения своё прошлое.

К такому свойству литературы также обращаются исследования Д. Додделл-Федера из Рочестерского университета, которые фокусировались на прямой взаимосвязи снижения уровня эмпатии и длительного отсутствия чтения художественной литературы. Это опять же связано с активизацией определённых участков мозга, которые постоянно задействуются при работе с книгой и анализе прочитанного относительно собственного жизненного опыта человека.

Абсолютное большинство исследований доказывают безоговорочное положительное влияние чтения на мозговую деятельность. Это касается именно вдумчивого чтения, тогда как беглое поверхностное чтение (в том числе скроллинг новостной ленты в социальных сетях и прочтение кратких содержаний произведений) не вызывает такой бурной нейронной активности, позволяющей нервной системе поддерживать общее благополучие организма.

0

12

https://upforme.ru/uploads/001b/43/63/2/t597500.jpg
Коррекция тревожности у младших школьников с ОВЗ при помощи нейропсихологии

Тревожность у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья представляет собой серьёзную психолого-педагогическую проблему, требующую комплексного подхода. Высокий уровень тревожности не только снижает эффективность учебной деятельности, но и усугубляет имеющиеся нарушения развития, создавая замкнутый круг трудностей. В условиях инклюзивного образования поиск научно обоснованных методов коррекции, учитывающих нейропсихологические механизмы формирования тревожности, приобретает особую значимость для практикующих специалистов.

Тревожные состояния у детей связаны с особенностями функционирования целого ряда мозговых структур. Лимбическая система, отвечающая за эмоциональные реакции, префронтальная кора, регулирующая процессы контроля и планирования, а также миндалевидное тело, играющее ключевую роль в формировании страхов, у детей с ОВЗ часто работают в дисфункциональном режиме. Понимание этих механизмов позволяет разрабатывать адресные коррекционные программы.

Тревожные состояния неизбежно сказываются на качестве внимания, объёме рабочей памяти, способности к произвольной регуляции деятельности. При этом нейропсихологический анализ позволяет дифференцировать первичные нарушения, связанные с органическими поражениями ЦНС, и вторичные, обусловленные именно высоким уровнем тревожности.

Современная нейропсихологическая практика предлагает широкий арсенал методов для работы с тревожностью у младших школьников с ОВЗ:
1. Кинезиологические упражнения, направленные на нормализацию межполушарного взаимодействия и улучшение нейродинамики;
2. Дыхательные техники и методы прогрессивной мышечной релаксации, позволяющие снизить вегетативные проявления тревоги;
3. Специально разработанные когнитивно-поведенческие игры, тренирующие функции контроля и планирования;
4. Сенсомоторные коррекции, включающие работу с телесными ощущениями и проприоцепцией.

► Эффективность нейропсихологической коррекции напрямую зависит от точности диагностики и индивидуального подбора методик. Использование батареи нейропсихологических проб (по А.Р. Лурии) в сочетании с современными компьютерными диагностическими комплексами позволяет выявить специфические слабые звенья в развитии каждого конкретного ребёнка. Особое внимание уделяется анализу взаимосвязи между состоянием определённых мозговых структур и характером проявлений тревожности.

► Успешность коррекционной работы существенно повышается при активном вовлечении родителей и педагогов в реабилитационный процесс. Обучение взрослых простым нейропсихологическим приёмам и техникам эмоциональной регуляции создаёт поддерживающую среду для ребёнка. Важно отметить, что такая работа требует систематического психолого-просветительского сопровождения и регулярного супервизорского контроля.

► Мониторинг эффективности коррекционных мероприятий осуществляется с помощью комплексного подхода, включающего как стандартизированные психодиагностические методики, так и объективные показатели динамики развития когнитивных функций. Особое значение придаётся анализу изменений в учебной деятельности и социальном взаимодействии ребёнка.

Нейропсихологический подход к коррекции тревожности у младших школьников с ОВЗ представляет собой перспективное направление современной коррекционной психологии. Опираясь на глубокое понимание мозговых механизмов эмоциональной регуляции, данный подход позволяет разрабатывать научно обоснованные, индивидуализированные программы помощи. Важнейшим преимуществом нейропсихологических методов является их направленность не только на снижение симптомов тревожности, но и на создание прочной основы для дальнейшего когнитивного и личностного развития ребёнка.

0

13

https://upforme.ru/uploads/001b/43/63/2/t729297.jpg
Количественные и качественные изменения головного мозга во время беременности

Беременность – удивительно сложный физиологический процесс, характеризующийся множественными физическими и психологическими переменами в жизни будущей матери. Формирование нового плода оказывает влияние на все органы и системы мамы, в том числе и на её головной мозг. В научном сообществе на данный момент существует множество различных мнений относительно того, как период беременности влияет на количество серого вещества и качество деятельности мозга, в связи с чем представляет интерес рассмотрение разных точек зрения на этот счёт.

О положительной динамике развития мозга вследствие беременности и рождения ребёнка свидетельствует исследование А. де Лэндж, Т. Кауфманна и др. из Университета Вашингтона в Сент-Луисе. Обширный эксперимент, в котором приняли участие более 12000 женщин среднего возраста (в диапазоне от 47 до 61 года), фокусировался на обнаружении так называемых «следов беременности» в мозге рожавших в сравнении с бездетными женщинами. Исследование проводилось на основе результатов МРТ и с использованием специально обученного алгоритма искусственного интеллекта для сравнения морфометрических показателей.

Благодаря этим данным удалось получить среднестатистический возраст, ставший эталоном для дальнейшего сравнения. Исследователи выяснили, что мозг рожавших женщин моложе 0,4 года в сравнении с женщинами, не имеющими детей. При этом также была обнаружена связь между возрастными изменениями мозга и количеством детей – мозг матерей двоих и троих детей был моложе на 0,5 и 0,75 лет, соответственно. Однако такие качественные изменения сходят на нет после рождения пяти и более детей. Для чистоты эксперимента исследователи задались целью минимизировать влияние генетики на полученные показатели, в результате чего картина практически не изменилась. Тем не менее, авторы не торопятся делать каких-либо глобальных выводов из эксперимента, а скорее предоставляют интересные для ознакомления статистические данные.

Однако большое количество исследований, доступных на данный момент, подчёркивает негативное влияние беременности на организм в целом и конкретно на мозг будущей матери как временно, так и перманентно. Так, С. Дэйвис, Л. Бирн и др. из Университета Кэрнмиллара (Австралия) в своём исследовании обращают внимание на снижение когнитивных функций, которое усугубляется к третьему триместру.

В эксперименте приняли участие 709 беременных и 521 небеременная женщина, которые проходили тесты на скорость реакции, понимания и многозадачность. Согласно исследованию, беременные женщины хуже выполняли тесты, не с первого раза понимали текст задания, часто не могут совмещать несколько задач одновременно (что им удавалось до беременности), а также им требуется больше времени на осмысление и выполнение заданий в сравнении с небеременными женщинами.

Более того, совместное исследование нейропсихологов и нейробиологов из ряда европейских стран (Э. Барба-Мюллер, Э. Хоекзема, К. Поззобон и др.), опубликованное в журнале Nature Neuroscience, показало, что пластичность мозга матери в процессе вынашивания ребёнка имеет количественные последствия. Исследования на аппарате МРТ небольшой выборки женщин показали, что количество серого вещества за период беременности у них уменьшилось. Это связано уже с качественными изменениями в мозге, направленными на развитие эмпатии и привязанности к будущему малышу. Более того, в данном исследовании учёные не выявили явного нарушения когнитивных функций у беременных женщин.

К счастью, большая часть исследований показывает, что негативные последствия для мозга матери постепенно минимизируются и практически исчезают в течение нескольких лет после рождения ребёнка. Также остаются общими и рекомендации, направленные на минимизацию таковых последствий при подготовке к беременности и в её процессе: здоровый сон, полноценное питание, благоприятный эмоциональный климат и физическая активность.

Отредактировано Зайнуллина Регина (09.06.2025 20:31:07)

0

14

https://upforme.ru/uploads/001b/43/63/2/t774239.jpg
Влияние ароматерапии на уровень тревожности

Ароматерапия, как форма комплементарной терапии, привлекает всё большее внимание в контексте немедикаментозного снижения тревожности. Тревожность является одним из наиболее распространённых психоэмоциональных состояний в современном обществе, с потенциально негативным влиянием на качество жизни, когнитивное функционирование и общее здоровье. В условиях роста интереса к немедикаментозным подходам к снижению тревожности, ароматерапия — метод воздействия с помощью летучих компонентов эфирных масел — позиционируется как безопасное и доступное средство, используемое как в клинической, так и в бытовой практике

Физиологическое действие ароматических веществ реализуется через обонятельную систему, напрямую связанную с лимбической системой, включая миндалевидное тело и гиппокамп, структуры, участвующие в регуляции эмоций, памяти и реакции на стресс. Исследования показывают, что некоторые компоненты эфирных масел (например, линалоол, лимонен, γ-терпинен) обладают анксиолитическим эффектом, опосредованным через модуляцию ГАМК-ергической и серотонинергической нейротрансмиссии.

Многочисленные рандомизированные контролируемые испытания (РКИ) подтверждают эффективность ароматерапии при снижении тревожности в различных популяциях:
- Лаванда (Lavandula angustifolia): наиболее изученное эфирное масло. В РКИ, проведённом у пациентов с генерализованным тревожным расстройством, ингаляции масла лаванды привели к значительному снижению баллов по шкале тревожности по сравнению с плацебо.
- Бергамот (Citrus bergamia): исследования с участием студентов, подвергшихся экзаменационному стрессу, показали снижение субъективной тревожности после кратковременной ингаляции масла бергамота.
- Иланг-иланг (Cananga odorata): у добровольцев зарегистрировали снижение сердечного ритма и кортизола после ароматерапии с иланг-иланговым маслом.

Ароматерапия также применялась в медицинских учреждениях: в онкологии, перед хирургическими вмешательствами и в отделениях интенсивной терапии. Например, применение масла лаванды у пациентов перед колоноскопией способствовало снижению предоперационной тревожности.

Несмотря на обнадеживающие результаты, критики указывают на ряд методологических ограничений: малый размер выборки, отсутствие слепого контроля запаха, вариативность состава эфирных масел, отсутствие стандартизации дозировки. Также присутствует эффект ожидания, связанный с субъективным восприятием запаха. Некоторые метаанализы указывают на умеренный эффект с высокой гетерогенностью данных.

Ароматерапия представляет собой перспективное и малоинвазивное средство для снижения уровня тревожности. Наиболее обоснованные доказательства эффективности получены для масла лаванды и бергамота.
Тем не менее, необходимы более строгие клинические исследования с высоким уровнем доказательности, стандартизированными протоколами и объективными методами оценки, чтобы подтвердить и уточнить механизм действия и клиническую значимость ароматерапии при тревожности.

Отредактировано Алена Гордеева (13.06.2025 20:50:47)

0

15

https://upforme.ru/uploads/001b/43/63/2/t698583.jpg
Методы нейропсихологической коррекции нарушений развития детей

Современное общество столкнулось с феноменом повсеместного снижения норм психического развития детей, обилием дисфункций детского организма. В связи с этим, как отечественными, так и зарубежными психологами идет активный поиск, развитие и внедрение методов коррекции и реабилитации дизонтогенетических проблем детской популяции. Приоритетное место в решение проблем несформированной произвольной регуляции, нарушений эмоционально-волевой и познавательной сферы, личностной незрелости, замедленным темпом психического развития занимает детская нейропсихология. Это наука изучает формирование мозговой организации психических функций.

Нейропсихологическая коррекция детей – это работа с различными формами дизонтогенеза. Важным условием положительного эффекта коррекционной работы является ее своевременность. Трудности в развитии, обучении и поведении с помощью нейропсихологических методов можно преодолеть в возрастном периоде от 3 до 13 лет. Такой результат может стать возможным благодаря высокой пластичности мозга человека. В настоящее время существует много различных методов в нейропсихологии, хотелось бы остановиться подробнее на некоторых из них.

Сущность метода замещающего онтогенеза (МЗО) (Б.А.Архипов, А.В.Семенович, С.О.Умрихин, А.А.Цыганок и др), основана на теории А. Р. Лурия о трёх функциональных блоках мозга. Значительным преимуществом по отношению к другим методам является универсальность применения МЗО, он обладает большим корригирующим коэффициентом различного спектра нарушений детского развития. Его цель – развитие всех высших психических функций при помощи воздействия на сенсомоторный уровень.

Принцип действия МЗО основан на установлении связи между уровнем актуального развития ребенка и этапами формирования мозговой организации психических процессов. Работа заключается в воспроизведении тех участков онтогенеза, которые по тем или иным причинам не были эффективно освоены. Специалист должен определить проблемные этапы развития, и включить в работу специальные упражнения, которые будут замещать неотработанные системой участки. Коррекция фокусируется на трех направлениях:
1) «Разминка и подвижные игры на внимание»,
2) «Психомоторные координации»,
3) «Когнитивные способности».

Программа достаточно объемная и включает 18 недель занятий, в этом заключена трудность коррекционной работы. При этом условием успешного результата будет четкая последовательность в выполнении упражнений.

Еще одним нейропсихологическим методом, уже заслужившим признание у специалистов, работающих с детьми, является «Гимнастика мозга». Цель метода – посредством восстановления нарушенных межполушарных связей мозга улучшать и развивать характеристики психических процессов (памяти, внимания, мышления), эмоционально-волевой сферы с помощью простых в исполнении упражнений на движение. Комплекс упражнений «Гимнастика мозга» был разработан Полом и Гейлом Деннисон.

Сущность метода основана на идеи о том, что сенсомоторное развитие напрямую связано с умственным. Выполняя простые движения, мы стимулируем или запускаем эффективную работу мозга, решая интеллектуальные задачи, выстраивается эмоциональное равновесие, снимается стресс. Эффективность использования упражнений можно наблюдать в достаточно быстрый промежуток времени. Поэтому их так удобно применять в качестве утренней гимнастики не только детям, но взрослым, или перед ответственным мероприятием, выступлением.

Выполнение двигательных упражнений в регулярном длительном по времени формате позволит нервной системе максимально сбалансироваться и работать продуктивно как здоровому организму, так и даст возможность нивелировать патологические проявления психической деятельности. Упражнения делятся на четыре группы:

1.Движения, пересекающие срединную линию тела. Эти упражнения интегрируют полушария мозга, развивают бинокулярное зрение, бинокулярный слух и координацию двух рук.

2.Энергетизирующие упражнения (способствуют передаче нейронных сигналов между мозгом и остальным телом). Выполнение таких специальных движений поможет улучшить эмоциональное состояние, наладить отношения с окружающими, самоорганизоваться и действовать решительно в трудных ситуациях.

3. Растягивающие упражнения. Они направлены на расслабление основных групп мышц и сухожилий и, следовательно, эффективны в снижении стресса.

4. Упражнения, повышающие позитивное отношение – помогают наладить координацию действий и мыслей.

Методика оценки и коррекции нейромоторной готовности к обучению в школе. Направления на определение и коррекцию признаков нейромоторной незрелости у детей, являющихся причиной многочисленных трудностей при обучении. Она была разработана английским психологом Питером Блайтом и доказала свою эффективность в результате многолетнего применения в образовательных организациях стран Европы и США, подтвержденную исследованиями автора и его помощников.

Научное обоснование методики заключается в утверждении тесной связи нейромоторной незрелости и школьных трудностей (когнитивные трудности, проблемы в овладении чтением, письмом, обработке математической информации, в удержании внимания на протяжении занятия и др.). Нервная система будет работать слаженно при условии своевременной интеграции первичных рефлексов (ранний возраст). Если по разного рода психофизиологическим или внешним причинам этого не происходит, и рефлексы остаются в активном состоянии, то определенные движения не отрабатываются в свой срок (например – ползание) и процессы мышления в корковых зонах головного мозга оказываются блокированными. Это и ведет к различного рода проблемам развития, в том числе - к школьным трудностям.

Программа коррекции нейромоторных патологий доступна в использовании не только специалистами (психологами, дефектологами, педагогами), но и родителями и состоит, по сути, из несложных двигательных упражнений, тренирующих и достраивающих нервную систему за счет определенных движений, которые были в дефиците в определенный возрастной период ребенка.

Метод сенсорной интеграции разрабатывался американским эрготерапевтом Джин Айрес, которая занималась решением неврологических проблем детей и взрослых. Его целью является - усилить, сбалансировать, развить обработку сенсорных стимулов нервной системы ребенка. Метод направлен на стимуляцию аудиальной, визуальной, кинестетической, вестибулярной систем посредством координации органов чувств с помощью специального оборудования и игр, воздействующих на анализаторы.

Нарушения сенсорной интеграции проявляется, когда механизм единого восприятия и обработки сенсорных сигналов не работает или работает искаженно. Нарушения сенсорной интеграции у детей проявляются разнообразно: отказ одевать некомфортную для ребенка одежду, нежелание прикасаться к поверхностям различной фактуры и веществам (песок, краски, пластилин), страх перед качелями и каруселями, апраксия (проблемы с бытовыми предметами), дислексия (трудности с письмом, счетом), СДВГ, нарушение ощущения границ тела и пространства.

Дисфункция заключается в повышенной или пониженной чувствительности анализаторных систем. Сенсорное развитие детей тесно связано с сенсорной интеграцией. Для развития сенсорной интеграции возможно применение игр, направленных на тренировку каждой из систем: зрительной (игры на зрительное восприятие, прятание и поиск предметов), слуховой (игры на соотнесение предметов, объектов или принадлежащих им звуков), тактильной (всевозможная работа с тактильным материалом, массаж и самомассаж), вкусовой (работа с едой), обонятельной (игры на развитие чувствительности к запахам), вестибулярной (специальные подвижные игры с мячом, скакалкой, канатом, лестницей, балансировочной доской).

В работе с детьми, имеющими трудности развития в различных вариантах, становится понятным необходимость использования нейропсихологических методов, а применение их в комплексе значительно увеличивает шансы на получение положительных результатов.

Отредактировано Екатерина Иванова гр.12 (13.06.2025 19:11:14)

0

16

https://upforme.ru/uploads/001b/43/63/94/692658.png
Нейропсихология для развития эмоционального интеллекта у подростков, склонных к девиантному поведению

«Чувства – это то, что мы ощущаем каждый день,
как реагируем на события в нашей жизни.
Даже новорожденный малыш, который пока еще не умеет ни ползать,
ни разговаривать, уже может переживать разные эмоции»

           
Е.Кес «Азбука чувств и эмоций»

В современном мире мы всё чаще и чаще сталкиваемся с такими понятиями, как эмоциональный интеллект и эмоциональные нарушения, связанные с особенностями психики подростка и (или) состоянием его здоровья.

Эмоциональный интеллект (ЭИ; англ. emotional intelligence, EI) — сумма навыков и способностей человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач. Эмоциональный интеллект относится к гибким навыкам. Стоит помнить, что эмоции составляют неотъемлемую часть человеческого существования. Эмоции и чувства – процесс отражения субъективного отношения человека к объектам и явлениям окружающего мира, другим людям и самому себе в форме непосредственного переживания.

Нейропсихология эмоций исходит из того понятия, что эмоции являются также продуктом психической деятельности человека. Рассмотрим отличительные признаки эмоций от познавательных психических процессов:
-  эмоции полярны (к одному и тому же объекту человек может испытывать противоречивые чувства, например, восторг и гнев);
- эмоции интегральны, целостны (эмоция мгновенно захватывает всего человека, в эмоциональном переживании участвуют все психофизиологические системы человека);
- эмоции энергетически насыщены;
- эмоции не отделены от других психически процессов и всегда сопровождают их (мышление, речь, восприятие и т.д.)

Эмоции – это функциональные системы, т.е. в головном мозге нет так называемого «центра эмоции», а эмоциональные переживания обеспечиваются множеством структур, размещенных в различных областях головного мозга (коре и подкорковых образованиях). Поражение определенного фактора (звена эмоциональной функциональной системы) приводит к целостному нарушению эмоциональной сферы.

На основе базовых эмоций (гнев, радость, страх, печаль) формируются высшие эмоции. Простые эмоции формируются в подкорковых структура, а высшие – в корковых. В правом полушарии локализуются эмоциональные функциональные системы негативных эмоций, в левом – положительных эмоций.

В формировании эмоций участвуют такая структура головного мозга, как лимбическая система. Современная концепция эмоций отводит ей роль координатора различных систем головного мозга, участвующих в обеспечении эмоций. Лимбическая система состоит из нескольких основных компонентов, включая гиппокамп, амигдалу, гипоталамус и гипофиз. Гиппокамп отвечает за обработку и формирование новых памятных следов, амигдала — за эмоциональную оценку внешних сигналов и реакцию на них. Гипоталамус, в свою очередь, регулирует эмоции и поведение путем выработки гормонов и организации работы важных систем организма, таких как эндокринная и вегетативная.

Организация и функционирование лимбической системы сложны и взаимосвязаны. Эта система имеет связи с другими частями головного мозга, такими как кора головного мозга, темные ядра и другие структуры, что обеспечивает ее работу в сложных нейрофизиологических сетях. Благодаря этим связям, лимбическая система регулирует эмоции, а также взаимодействует с другими системами организма, такими как нервная, эндокринная и иммунная.

Так зачем нам надо развивать эмоциональный интеллект? Человек с высоким уровнем эмоционального интеллекта способен находить общий язык с окружающими людьми, внимательно относиться к своим и чужим проблемам, контролировать эмоциональные реакции и стать в будущем востребованным специалистом на работе. К таким людям чаще тянутся другие эмоционально незрелые сверстники. Эмоциональный интеллект тесно связан с психологическим здоровьем — чем он выше, тем человек более уравновешен и менее подвержен психосоматическим заболеваниям.

Для развития эмоционального интеллекта у подростков, склонных к девиантному поведению можно выбирать различные методы и методики, исходя из выявленных нейропсихологических особенностей. Рассмотрим одно из упражнений, которое можно применять в коррекционной работе с такими подростками.

Упражнение «Ваши эмоции»

Перед тобой четыре формы лица. Представь себя радостным(ой) и счастливым(ой). Как ты думаешь, какое у тебя выражение лица? В первом овале попробуй нарисовать свое радостное и счастливое лицо. А теперь представь себя грустным(ой) и печальным(ой). Как изменилось твое выражение лица? Нарисуй во втором овале грустное лицо. Далее представь себя злым(ой), нарисуй в третьем овале злость. В последнем овале нарисуй такое выражение лица, когда ты бываешь обиженным(ой).
https://upforme.ru/uploads/001b/43/63/2/t742117.png

Вопросы для размышления:
- Как ты себя чувствовал(а) при выполнении этого упражнения?
- Как менялась мимика (и менялась ли) во время упражнения?
- Какие чувства ты хотел(а) бы испытывать чаще? А какие реже?
- Соответствуют ли рисунки твоему характеру?
- Согласен(а) ли ты с тем, что наши эмоции и наш характер взаимосвязаны?

Таким образом, при комплексной работе с подростками у них формируется устойчивая эмоциональная сфера, способствующая контролировать эмоциональные проявления, находить общий язык с окружающими людьми, внимательно относиться к своим и чужим проблемам и повышать своё психологическое здоровье.

Отредактировано Галина (13.06.2025 22:03:06)

0

17

https://upforme.ru/uploads/001b/43/63/2/t21744.jpg
Часть 1. О ПЕРФЕКЦИОНИЗМЕ: НЕКОТОРЫЕ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ

Перфекционизм — это сложное явление, который охватывает различные аспекты личности, мотивации и поведения. Он определяется стремлением к достижению высоких стандартов и избеганию ошибок. Психофизиология, изучающая взаимодействие между психикой и физиологией, предлагает интересный подход к пониманию перфекционизма и его влияния на здоровье человека. Перфекционизм можно рассматривать как дихотомическое качество, которое может проявляться как в положительном, так и в отрицательном ключах:

  • Позитивный перфекционизм: стремление к совершенству, которое стимулирует рост и развитие, вдохновляет на достижение целей.

  • Отрицательный перфекционизм: чрезмерная самокритика и страх неудачи, что может привести к стрессу, тревоге и другим психическим и физическим недомоганиям.

Психофизиологические аспекты перфекционизма:
1. Стресс и физиологические реакции. Перфекционизм, особенно в его отрицательных формах, может стать значительным источником стресса. При возникновении напряжения организм реагирует активацией симпатической нервной системы, что приводит к:

  • Увеличению уровня кортизола (гормона стресса).

  • Ускорению сердечного ритма.

  • Увеличению артериального давления.

Длительное воздействие стресса может оказать вредное влияние на общее состояние здоровья, повышая риск различных заболеваний, таких как сердечно-сосудистые болезни и расстройства пищевого поведения.

2. Эмоциональная регуляция. Перфекционисты зачастую имеют проблемы с эмоциональной регуляцией. Они могут испытывать трудности в выражении своих эмоций или контроле их, что приводит к:

  • Повышенной тревожности.

  • Чувству глубокой неудовлетворенности.

  • Депрессивным состояниям.

Неумение управлять эмоциями может быть связано с изменениями в функционировании лимбической системы, отвечающей за эмоциональные реакции.

3. Когнитивные искажения. Перфекционисты часто проявляют когнитивные искажения, такие как:

  • Черно-белое мышление (восприятие вещей только в крайностях).

  • Сверхобобщение (выводы о себе на основании единичных случаев).

  • Катастрофизация (представление наихудших сценариев).

Эти искажения могут вызывать сложные психофизиологические реакции, уменьшая способность к адаптации и увеличивая уровень стресса.

4. Влияние на здоровье. Перфекционизм может приводить к различным психосоматическим расстройствам, среди которых:

  • Тревожные расстройства: постоянное стремление к идеалу может вызывать постоянное беспокойство.

  • Депрессия: самокритика и чувство неудачи могут способствовать депрессивным состояниям.

  • Проблемы с пищевым поведением: стремление к контролю может стать основой для анорексии или булимии.

Психофизиология предлагает пути для работы с перфекционизмом, включая: когнитивно-поведенческая терапия (КПТ): помогает изменить дисфункциональные когниции и модели поведения; регуляция эмоций: обучение навыкам управления эмоциями и снижению уровня стресса через медитацию, йогу и дыхательные практики; социальная поддержка: взаимодействие с друзьями и близкими может смягчить влияние перфекционизма и повысить эмоциональную устойчивость.

Таким образом, перфекционизм, особенно в его негативной форме, может создать серьезные психофизиологические проблемы. Понимание взаимосвязи между психологическими и физиологическими аспектами этого явления является ключом к разработке эффективных методов вмешательства. С помощью профессиональной помощи и применения различных методов можно научиться принимать свою несостоятельность и находить удовлетворение в процессе, а не только в результате.

0

18

https://upforme.ru/uploads/001b/43/63/2/t281015.jpg
Часть 2. О ПЕРФЕКЦИОНИЗМЕ: НЕЙРОБИОЛОГИЯ ФЕНОМЕНА

В современной психологии перфекционизм рассматривается как многомерное явление, включающее различные компоненты и проявления. Важно отметить, что это не просто черта характера, а целый комплекс установок, убеждений и поведенческих паттернов, формирующих особый способ взаимодействия с миром.

Перфекционизм — это психологическая черта, проявляющаяся в стремлении достигать безупречности, устанавливать высокие стандарты для себя и других, а также в критическом отношении к собственным ошибкам и недостаткам. В последние годы исследование перфекционизма с точки зрения нейропсихологии привлекло все большее внимание. В данной статье мы рассмотрим, как нейропсихологические аспекты влияют на проявление перфекционизма.

Современные исследования в области нейронаук открывают новые горизонты в понимании биологических механизмов перфекционизма. Исследования с использованием функциональной магнитно-резонансной томографии (фМРТ) выявили особенности активации различных мозговых структур у людей с выраженным перфекционизмом. Особенно заметны различия в работе систем, отвечающих за обработку ошибок и эмоциональное реагирование. Нейромедиаторные системы также играют важную роль в формировании перфекционистского поведения. Особенно значимы изменения в серотониновой и дофаминовой системах, влияющие на восприятие удовольствия и удовлетворения от достижений.

Структура мозга

Функциональная роль

Связь с перфекционизмом

Передняя поясная кора

Обработка ошибок

Гиперактивация при неудачах

Миндалевидное тело

Эмоциональные реакции

Усиленный страх ошибок

Префронтальная кора

Планирование и контроль

Чрезмерная самокритика

Базальные ганглии

Формирование привычек

Ригидность поведения

Генетические исследования указывают на наследственный компонент в развитии перфекционизма. Определенные варианты генов, связанных с регуляцией нейромедиаторных систем, могут повышать предрасположенность к развитию перфекционистских черт.

Стресс-реактивность и особенности работы гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой оси у перфекционистов характеризуются повышенной чувствительностью к стрессорам и более длительным периодом восстановления после стрессового воздействия.

Нейропластичность мозга открывает возможности для терапевтического воздействия. Психотерапевтические интервенции могут приводить к изменениям в активности мозговых структур, связанных с перфекционизмом. Понимание нейробиологических основ перфекционизма позволяет разрабатывать более эффективные методы терапии, включая сочетание психологических и фармакологических подходов в случаях, выраженных дезадаптивных форм.

1. Структуры мозга. Исследования показывают, что некоторые области мозга, такие как префронтальная кора и лимбическая система, играют важную роль в формировании перфекционистских тенденций. Префронтальная кора отвечает за принятие решений и самоанализ, тогда как лимбическая система участвует в эмоциональных реакциях. У переобременённых перфекционизмом людей могут наблюдаться изменения в этих областях, что ведет к повышенной тревожности и депрессии.

2. Нейромедиаторы. Перфекционизм также может быть связан с дисбалансом нейромедиаторов, таких как серотонин и дофамин. Эти вещества играют ключевую роль в регуляции настроения и эмоционального состояния. Низкие уровни серотонина могут способствовать развитию негативных эмоциональных состояний, таких как тревога и депрессия, что часто наблюдается у перфекционистов.

3. Когнитивные искажения. Перфекционисты часто подвержены когнитивным искажениям, таким как черно-белое мышление и катастрофизация. Эти искажения могут быть объяснены особенностями нейропсихологических процессов, таких как внимание и память. Изменения в этих процессах могут приводить к слишком высоким ожиданиям и чрезмерной самокритике.

4. Влияние на психическое здоровье. Перфекционизм может приводить к различным психическим расстройствам, включая: тревожные расстройства: высокие стандарты часто создают дополнительный стресс; депрессию: постоянное недовольство собой может вызывать глубочайшую унылость; синдром самозванца: несмотря на достижения, перфекционисты могут счесть себя неподходящими.
Таким образом, перфекционизм — сложное явление, связанное с нейропсихологическими аспектами. Понимание нейробиологических механизмов, стоящих за перфекционизмом, может способствовать разработке эффективных методов терапии и поддержки для людей с перфекционистскими тенденциями. Обращение к специалистам поможет справиться с негативными последствиями этой черты и научиться принимать свой несовершенный, но уникальный «Я».[/font]

0

19

https://upforme.ru/uploads/001b/43/63/2/t649052.png
Нейропсихологические механизмы саморегуляции эмоциональных состояний старшеклассника в период подготовки к сдаче ЕГЭ
 
Экзамены для учащихся – это всегда стрессовые ситуации. Единый государственный экзамен (ЕГЭ) – видоизмененная форма проведения итоговой аттестации выпускников и вступительных экзаменов в вуз. Следовательно, единый государственный экзамен может стать достаточно сильным стрессом для выпускников. Очевидно, что в этой ситуации выпускник более чем когда-либо нуждается в психологической помощи и поддержке родителей, педагогов, психологов.

Идея психологического сопровождения в таких случаях является востребованной и достаточно разработанной в образовательной практике. Важнейшей характеристикой психологического сопровождения является создание условий для перехода личности к самопомощи; в процессе психологического сопровождения педагог-психолог создает условия и оказывает необходимую поддержку для перехода от позиции «я не могу» к позиции «я могу сам справляться со своими жизненными трудностями» (Г. Бардиер, М. Битянова, В. Мухина, Ю. Слюсарев, Т. Яничева). Суть психологического сопровождения заключается в поиске скрытых ресурсов развития человека, опору на его собственные возможности и создание на этой основе психологических условий для саморазвития личности и адаптации в социуме.

Психологическое сопровождение выпускников в период подготовки и сдачи ЕГЭ является необходимым направлением работы школьной психологической службы. Важно уметь разрабатывать программы и модели, основываясь на понимании содержания, факторов и структуры психологической готовности учащегося к преодолению стрессовых факторов окружающей среды и формировать адекватную эмоциональную реакцию. Это поможет облегчить работу педагога-психолога, снизить уровень тревожности и беспокойства ученика перед сдачей ЕГЭ.

Эмоциональная саморегуляция – это не подавление эмоций, а их оптимальная модуляция. Это достигается за счет сложного баланса между "нисходящим" (top-down) контролем (когда ПФК и связанные структуры сознательно модулируют активность лимбической системы) и "восходящими" (bottom-up) сигналами (эмоциональная реактивность миндалины, островка). Дисфункция в любом из этих компонентов или их связей приводит к трудностям в управлении эмоциями. Основные нейропсихологические особенности эмоциональной саморегуляции связаны со сложным взаимодействием различных структур мозга, нейротрансмиттеров и нейронных сетей. Вот ключевые аспекты:

Префронтальная кора (ПФК) - "Центр управления":

  • Дорсолатеральная ПФК (dlPFC): Отвечает за когнитивный контроль, рабочую память, принятие решений. Подавляет импульсивные реакции, переключает внимание с эмоциональных стимулов, участвует в когнитивном переоценивании (reappraisal).

  • Вентромедиальная ПФК (vmPFC) и Орбитофронтальная кора (ОФК): Обрабатывают эмоциональную и социальную значимость стимулов, прогнозируют последствия действий, участвуют в оценке вознаграждения/наказания, подавлении негативных эмоциональных реакций. Связь vmPFC с миндалиной критически важна для регуляции.

  • Передняя часть поясной извилины (ACC): Обнаруживает конфликт (например, между эмоциональным импульсом и рациональной целью), мониторит ошибки, участвует в выборе стратегии регуляции и мотивации к регуляции.

  • Передняя часть поясной коры (pACC) - "Эмоциональный модулятор": тесно связана с vmPFC и миндалиной. Участвует в оценке эмоциональной валентности (положительная/отрицательная) и мотивационной значимости стимулов. Играет роль в генерации вегетативных (телесных) реакций на эмоции и их регуляции.

https://upforme.ru/uploads/001b/43/63/2/t987674.png

Миндалевидное тело (Amygdala) - "Детектор угрозы и значимости":

  • Быстро активируется на эмоционально значимые стимулы (особенно угрожающие).

  • Эффективная саморегуляция требует снижения избыточной активности миндалины.

  • ПФК (особенно vmPFC) оказывает тормозное нисходящее влияние на миндалину, модулируя ее реакцию.

https://upforme.ru/uploads/001b/43/63/2/t337899.webp

Островковая доля (Insula) - "Интегратор телесных ощущений":
Обрабатывает интерроцептивную информацию (внутренние физиологические состояния: сердцебиение, дыхание, боль, "нутро").

  • Участвует в осознании собственных эмоций (как они ощущаются в теле), что является первым шагом к их регуляции.

  • Гиперактивация может усиливать субъективное переживание эмоций.

https://upforme.ru/uploads/001b/43/63/2/t947359.png

Нейронные сети:

  • Центральная Исполнительная Сеть (CEN): Включает dlPFC и заднюю теменную кору. Активна при сознательном, целенаправленном контроле внимания и эмоций (например, при переоценивании).

  • Сеть Выявления Значимости (SN): Включает переднюю островковую долю и переднюю поясную кору. Быстро определяет, какие стимулы эмоционально важны и требуют вовлечения ресурсов CEN.

  • Сеть Пассивного Режима Работы Мозга (DMN): Активна в покое, при саморефлексии, мыслях о себе и других. Чрезмерная активность DMN и ее плохая "отключаемость" CEN связаны с руминацией (навязчивым мысленным "пережевыванием") и трудностями регуляции при депрессии/тревоге. Эффективная регуляция требует гибкого переключения между сетями.

https://upforme.ru/uploads/001b/43/63/2/t257682.jpg

Роль нейротрансмиттеров (нейромедиаторов):

  • Серотонин: Участвует в контроле импульсивности, настроении, снижении тревожности. Дисбаланс связан с депрессией, тревогой, трудностями регуляции.

  • Дофамин: Важен для мотивации, ожидании вознаграждения, когнитивном контроле (через связи с ПФК). Связан с поиском удовольствия и избеганием негатива как стратегиями.

  • ГАМК (Гамма-аминомасляная кислота): Главный тормозной нейромедиатор. Участвует в подавлении чрезмерной активности нейронов, в том числе в миндалине. Препараты-анксиолитики (уменьшающие тревогу) часто действуют через ГАМК-ергическую систему.

  • Норадреналин: Участвует в реакции "бей или беги", внимании, бдительности. Умеренный уровень способствует фокусу и регуляции, избыток (при стрессе) - затрудняет когнитивный контроль и усиливает эмоциональные реакции.

  • Кортизол (гормон стресса): Длительный высокий уровень кортизола повреждает нейроны гиппокампа и ПФК, ухудшая их функции, в том числе способность к саморегуляции.

https://upforme.ru/uploads/001b/43/63/2/t737287.png

Нейропластичность:

  • Структуры и сети, вовлеченные в эмоциональную саморегуляцию, обладают пластичностью.

  • Практика техник саморегуляции (медитация осознанности, когнитивно-поведенческая терапия и др.) может приводить к структурным и функциональным изменениям в мозге (например, увеличение объема серого вещества в ПФК, гиппокампе; усиление связей ПФК-миндалина; снижение реактивности миндалины).

https://upforme.ru/uploads/001b/43/63/2/t586095.png

Индивидуальные различия: эффективность саморегуляции варьируется у разных людей из-за генетических факторов, раннего опыта (формирующего базовые паттерны регуляции), травм, психических расстройств (депрессия, тревожные расстройства, ПТСР, СДВГ характеризуются дисфункцией описанных систем).

0

20

https://upforme.ru/uploads/001b/43/63/2/t613610.jpg
Психофизиологические особенности агрессивного поведения у подростков

Подростковый возраст (11-15 лет) представляет собой сложный период перехода от детства к взрослой жизни. Этот этап начинается с интенсивных физических трансформаций, которые во многом определяют дальнейшее психологическое развитие подростков. Гормональные перестройки становятся причиной эмоциональной нестабильности, повышенной чувствительности. К основным индивидуально-психологическим особенностям подростков можно отнести эмоциональную неустойчивость с повышенной чувствительностью и частыми сменами настроения; стремление к самовыражению и поискам собственной идентичности; повышенную потребность в признании и одобрении со стороны сверстников и взрослых. В подростковом возрасте из-за нестабильности эмоциональной сферы часто возникают различные формы агрессивного поведения.

Согласно биологической теории, агрессивные реакции связаны с дисфункцией взаимодействия лимбической системы, префронтальной коры и других отделов мозга. В подростковом возрасте активность лимбической системы возрастает, что может приводить к импульсивным реакциям, в том числе агрессивным. Это связано с тем, что лимбическая система связывает воздействие сенсорных раздражителей с эмоциональной реакцией, а префронтальная кора ещё не полностью взяла на себя контроль. Миндалевидное тело, гиппокамп и гипоталамус также участвуют в регуляции эмоциональных процессов, которые могут влиять на агрессивное поведение. Например, миндалевидное тело отвечает за активацию оборонительной реакции, а гиппокамп – за распознавание эмоций и память. Префронтальная кора контролирует импульсивность, принятие решений и оценку последствий действий. Её незрелость в подростковом возрасте может объяснять, почему подростки иногда принимают решения, основанные на эмоциях, а не на логическом анализе.

https://upforme.ru/uploads/001b/43/63/2/848702.jpg

Таким образом, агрессивное поведение подростков представляет собой сложное явление, детерминированное множеством факторов, включая индивидуально-психологические характеристики, нейрофизиологические процессы и социальные условия. Биологически подходы указывают на ключевые роли структур головного мозга, таких как лимбическая система и префронтальная кора, в развитии агрессивных реакций. Изучение взаимосвязи индивидуально-психологических особенностей и агрессивного поведения важно для разработки эффективных профилактических мер и терапевтических стратегий, направленных на помощь подросткам, находящимся в группе риска.

0

Быстрый ответ

Напишите ваше сообщение и нажмите «Отправить»



Вы здесь » Общественная психолого-педагогическая лаборатория им. профессора Ф.Х. Уразаевой » Спецпроекты » Современные тренды развития нейронаучных исследований в образовании