Исследование включает в себя следующие этапы:
1. Изучение состояния проблемы (литературный обзор), на основании чего производится постановка проблемы, выбор объекта и предмета исследования.
2. Разработка или уточнение общей исходной концепции (построение модели изучаемого явления или объекта), на основании которой выдвигаются гипотезы.
3. Планирование эмпирического исследования. Определение целей и задач, выбор методов и методик.
4. Сбор экспериментальных данных и их описание. В теоретическом исследовании – поиск и отбор фактов, их систематизация.
5. Обработка полученных данных.
6. Оценивание результатов проверки гипотезы, интерпретация результатов в рамках исходной ис-следовательской концепции (модели). Опровержение или подтверждение гипотезы.
7. Соотнесение результатов с существующими в науке концепциями и теориями. Формулирование общих выводов. Оценка перспектив дальнейшей разработки проблемы.
В реальном исследовании эти этапы далеко не всегда проходятся последовательно, поскольку практически всегда возникает необходимость корректировать решения и формулировки, принятые на более ранних стадиях, с учетом новых возможностей или ограничений, вносимых последующими этапами работы, изменением взглядов самого автора работы в ходе ее выполнения.
Особенности комплексных исследований. Студенческие учебно-исследовательские работы (курсовые и дипломные), как правило, выполняются в рамках одной учебной дисциплины. Однако студенты могут выполнять и такие исследования, тематика которых лежит на стыке наук, так называемые комплексные. В этом случае необходимо, чтобы работой руководили специалисты по каждой из дисциплин – один в качестве основного руководителя, а другой – как соруководитель или консультант.