Общественная лаборатория педагогической психофизиологии "Гармония"

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Нейрофитнес детям, подросткам, взрослым

Сообщений 1 страница 13 из 13

1

Предлагаю в этой теме собрать примеры интересных коррекционных упражнений/сценариев для детей и подростков, а также взрослых и пожилых людей, страдающих нейродегенеративными нарушениями. Можно порассуждать об их эффективности и возможностях применения; новых подходах и актуальной литературе на эту тему.
https://forumupload.ru/uploads/001b/43/63/2/694920.png

0

2

Упражнение "Торт" для детей 2-5 лет (пальчиковая гимнастика)

Тесто ручками помнем,
(сжимаем-разжимаем пальчики)
Сладкий тортик испечем,
(как будто мнем тесто)
Серединку смажем джемом,
(круговые движения ладошками по столу)
А верхушку — сладким кремом
(круговые движения ладошками друг об друга)
И кокосовою крошкой
Мы присыплем торт немножко,
(сыплем «крошку» пальчиками обеих рук)
А потом заварим чай —
В гости друга приглашай!
(одна рука пожимает другую)

Считаю это упражнение эффективным для развития мелкой моторики и запуска/развития речи, так как  еще Михаил Бехтерев в своих работах отмечал влияние манипуляций рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они также способны улучшить произношение звуков, а значит, развить речь ребенка. Что даёт это упражнение:
✓ Развивает мелкую моторику.
✓ Стимулирует развитие речи ребенка.
✓ В общении со взрослым помогает развитию подражания и социализации.
✓ Выступает отельным видом игрового занятия.

0

3

Игра на развитие внимания и концентрации:

"Собери пазл"

Ход игры: Перед ребенком на столе выкладывают разрезные картинки. Предлагают детям внимательно рассмотреть и собрать картинку из отдельных частей. Если ребенок еще не знаком с принципом игры, то взрослому  стоит сначала на глазах ребенка собрать картинку, а потом убрать 2-3 детали и предложить помочь. Для маленьких детей можно придумать сказку с участием персонажей.

Считаю, что игра-головоломка является одной из самых доступных игрушек, развивающих логическое мышление, внимание, память, воображение. Особое значение пазлотерапии – как игровой коррекционной формы выделяется при работе с детьми, имеющими нарушения речи. Эта игра позволяет снять физическое и психическое напряжение. Развивает мелкую моторику. Пазлы разной сложности развивают  внимание и логическое мышление.

0

4

Нейрогимнастические упражнения по углублению позитивного отношения — это комплекс тренировок, который направлен на стабилизацию функций центральной и периферической нервной системы. Ребенок обучается самоконтролю, дисциплине и приобретает навыки сохранения полного спокойствия в условиях стрессовой ситуации. С помощью данных упражнений дети учатся не паниковать, не сдаваться под давлением страха, а преодолевать сложившиеся обстоятельства. При этом обеспечивается параллельное развитие функций памяти и внимания.

Упражнение «Ленивая восьмерка» для детей 6-8 лет

Данное упражнение направлено на развитие памяти, координации движений, внимательности и способности фокусироваться на одном предмете окружающей среды. Тренировочный процесс проходит следующим образом:
1. Ребенок занимает положение сидя.
2. Затем на большой палец правой руки надевают пальчиковую игрушку.
3. Данным пальцем ребенок медленно рисует в воздухе воображаемую цифру «8».
4. После этого игрушку надевают на палец левой руки для выполнения аналогичных действий.
Для каждой верхней конечности потребуется сделать не менее 15 повторений. При этом все движения большим пальцем руки должны быть плавными и неспешными.

Я считаю что данное упражнение эффективно так как нейрогимнастика способствует улучшению функций долгосрочной памяти, помогает физической и умственной работоспособностии, обеспечивает быстрой реакции, быстрой восприятию, обеспечивает быструю адаптацию к сложным ситуациям в жизни, предотвращает развитие неврологических заболеваний , связанных с нарушениями восприятия времени и окружающего пространства. Ну и самый очевидный и основополагающим является то что Эффективность нейрогимнастики доказана наукой и практикой

0

5

У каждого ребенка свой характер. Одни дети раскованные и общительные, другие замкнутые и скрытные. Но и тем и другим иногда требуется психологическая помощь, чтобы успешно общаться со сверстниками и взрослыми, иметь возможность самореализоваться, поверить в свои силы, повысить самооценку и т.д.
 

Упражнение «Имя»

Имя - это как бы часть тебя. Для любого человека звук его имени является самым важным звуком человеческой речи. Именно этот звук повторяется на протяжении всей нашей жизни и выделяет любого человека среди других.

Попросите ребенка нарисовать цветок. В центр цветка вписать свое имя, на лепестках — ласкательные производные от имени или семейные прозвища, внизу на стебельке имя, с которым мама обращается к ребенку, когда сердится. Расспросите своего ребенка, какое имя  больше всего нравится, кто его называет так? Какое имя не нравится? А что обозначает его имя?

Результат: Улучшение контакта, положительные эмоции, повышение самооценки. Родитель также получает информацию о том, кто для ребенка является важным в семье, как ребенок относится к членам семьи, что не нравится. Кроме этого, такое упражнение может стать началом исследования значения имени ребенка и имен всех членов семьи, изучения семейного генеалогического дерева))

Что такое настроение, как понять, что огорчает ребенка, и как лучше поднять ему настроение, какие методы регуляции будут для него лучше.
Следующее упражнение можете провести дома со своим ребенком, во время обсуждения настроения и чувств.

«Сундук того, что меня огорчает»

«Представь, что тебе дали волшебный сундук, который можно запереть. Ты можешь положить в этот сундук все, что тебя огорча­ет или сердит, и там это будет надежно заперто. Ничего не может ускользнуть из этого сундука. Но когда тебе захочется подумать о чем-то или решить, что с этим можно сделать, ты можешь достать это из сундука. А когда закончишь — можно положить это обрат­но. Нарисуй или построй свой сундук. Затем нарисуй или создай изображения того, что тебя огорчает или сердит, и положи их в сундук».

Рядом ребенок рисует сундук того, что его радует. Можно назвать его  "Ларец счастья".  Представь, что тебе дали волшебный ларец. В этом ларце могут находится только радостные вещи. Ты можешь положить в этот ларец только то, что тебя радует, и там все это будет в сохранности. Ты можешь заглянуть в свой ларец в любой момент, когда тебе нужно взбодриться. Что ты положишь в ларец? Закрой глаза и подумай о том, что доставляет тебе радость и счастье. Нарисуй свой ларец счастья. Наполни его изображениями того, что тебе нравится.

Стимулируйте наполнять оба сундука не только материальными радостями и огорчениями. Говорите о чувствах, отношениях, дружбе и предательстве. Это хороший повод к откровенному разговору

Результаты: Вы поймете, мотивационные потребности ребенка, его ценностные ориентации, способы, с помощью которых можно стимулировать ребенка к учебе. Также в рисунках можно увидеть, насколько ребенок креативен, необычен, ориентирован на уникальность, как он передает информацию и какое у него мышление.

0

6

Упражнение «Зеркало» для детей 3-5 лет для развития крупной моторики

Предложите ребёнку встать напротив вас и представить, что он смотрит в зеркало. Теперь вы будете медленно двигаться, а ребёнок будет повторять за вами так, словно смотрится в зеркало. Затем поменяйтесь ролями.
• Паучок - передвигаемся по полу как паучки – для этого надо сесть на пол, руками упереться в пол за спиной, а ноги согнуть в коленях. Ползаем, опираясь на ступни и ладошки.
• Червячок- ползаем, не используя рук и ног, извиваясь на полу.
• Крабик- садимся на пол, сгибаем ноги в коленях, упираемся ладонями и ступнями в пол и двигаемся боком.

Считаю это упражнение  эффективным для развития крупной моторики, так как многие ученые отмечали значимость копирования движений в развитии крупной моторики у детей. Что дает это упражнение:
-развивает крупную моторику ребенка
-помогает развитию социализации
-является отдельным видом игрового занятия
-тренирует усидчивость и фокусировку внимания

0

7

☼ Попросите ребенка вытянуть руки перед собой: одна — сжата в кулак, другая — открытая ладонь. Попеременно, например, на счет «раз-два» он должен менять положение рук. Сначала счет должен быть медленным, но постепенно ускоряться.

☼ А вот упражнение посложнее. Левую руку малыш подносит к носу, правую — к левому уху. По команде «хлопок» он должен хлопнуть в ладоши и поменять руки (правая — к носу, левая — к правому уху).

☼ Малыш стоит с вытянутыми вперед руками. Его задача совершать вращение кистью одной руки вправо, кистью другой руки — влево.

0

8

Дыхание – энергетическая основа звучащей речи. От развития речевого дыхания во многом зависит формирование у ребенка связной речи, а именно правильное звукопроизношение, способность поддерживать нормальную громкость речи, ее плавность и интонационная выразительность. Уделяя внимание постановке правильного речевого дыхания малыша в раннем детстве, можно избежать многих речевых нарушений в будущем. В этой статье мы рассмотрим способы его развития у детей дошкольного возраста.

Существуют примерные нормы количества произносимых на выдохе слов, на которые можно ориентироваться при оценке речевого дыхания малыша:
Возраст ребенка Количество слов на выдохе
2-3 года 2-3 слова
3-4 года 3-5 слов
4-6 лет 4-6 слов
6-7 лет 5-7 слов
Как правильно дышать?
При диагностике речевого развития педагоги всегда обращают внимание на то, как ребенок дышит во время разговора, какой силы и продолжительности его вдохи и выдохи, как он расставляет паузы. Формирование речевого дыхания – это один из первых этапов коррекционной работы с малышом, имеющим какие-либо речевые нарушения. Правильное речевое дыхание имеет следующие признаки:
• Короткий вдох через нос;
• Плавный выдох, воздух выходит через рот;
• Выдох осуществляется до конца;
• После каждого выдоха должна быть небольшая пауза (2-3 секунды).
Чтобы научить малыша правильно произносить гласные и согласные звуки, слоги и звукосочетания, нужно тренировать их произнесение на одном выдохе. Предложите крохе спеть «песенки», имитирующие различные звуки:
• «А-а-а!» - плачет малыш;
• «У-у-у!» - летит самолет;
• «Ы-ы-ы!» - гудит пароход;
• «О-о-о» - вздыхает зайка;
• «Ф-ф-ф» - сдувается шарик;
• «Ш-ш-ш» - шипит змея;
• «С-с-с» - работает насос;
• «Би-би!» - сигналит машина;
• «Ту-ту» - едет паровоз;
• «Ля-ля-ля» - поёт кукла;
• «Топ-топ-топ» - идет мишка;
• «Кап-кап-кап» - капает дождь.
Формирование речевого дыхания – важнейший этап на пути становления связной и правильной речи дошкольника. Наиболее эффективным способом его развития у детей дошкольного возраста являются дыхательные упражнения, которые способствуют формированию плавного и достаточно длительного выдоха и отработке произнесения звуков и слогов.
Развитие речевого дыхания у дошкольников позволяет:
• Ускорить процесс постановки и автоматизации звуков речи;
• Увеличить количество слов, которые малыш произносит на одном выдохе;
• Сформировать внятную связную речь;
• Скоординировать процессы речи, дыхания и движений.

Подготовила: Газизуллина Карина

0

9

Упражнение "Мама-робот"
В этой игре мама забыла, как и что делать?! Ребенок должен помочь ей, давая пошаговые голосовые инструкции.
Правила игры:
Ребенок становится “программистом”, который будет создавать инструкции для мамы-робота. Мама должна точно следовать этим инструкциям, не добавляя ничего от себя.

Если мама-робот выполняет инструкцию правильно, ребенок может продолжать давать ей новые инструкции. Если же робот ошибается или не понимает инструкцию, ребенок должен получше подумать над командой, упростить инструкцию, разбить на шаги.
Игра продолжается до тех пор, пока мама-робот не вспомнит утраченные функции.

Сначала ребёнок увидит, что результат его планирования не совсем соответствует ожиданиям, и в процессе игры научится корректировать свои команды, переводить мысли в четкие инструкции, пошагово идти к желаемому результату.

Пример: маму-робота просят налить суп в тарелку без уточнения, как это сделать. Мама не знает и может взять блюдце и вилку для этих целей. Так малыш поймёт, что команда не информативна, придётся подумать и исправить ситуацию, попросить взять глубокую тарелку и налить суп половником.

Эти упражнения подходят детям старше 5 лет. Их можно выполнять как индивидуально с ребенком, так и в парах. В последнем случае дети смогут давать задания друг другу.

Я считаю, что это упражнение эффективно, так как она развивает возможность планирования своих действий с помощью речи. Это упраженение полезно детям с дефицитом внимания и трудностями произвольной регуляции деятельности очень полезно чему-то учить взрослых, объяснять, как что-то надо делать. Поможет развить ему:
1. Логическое мышление. Ребенок должен думать логически, чтобы составить правильные инструкции и получить нужный результат.
2. Коммуникативные навыки. Ребенок должен уметь правильно объяснить, что нужно сделать.
3. Способность к решению проблем. Ребенок сталкивается с проблемами, когда мама-робот не может выполнить инструкцию правильно, и ему приходится искать решение, как объяснить ей это лучше или упростить задачу.
4. Организация и планирование. Ребенок учится планировать последовательность инструкций, чтобы получить нужный результат.

Подготовила: Басырова Диляфруз

0

10

Игра «Остров сокровищ».
Одной из интересных коррекционных игр для дошкольников является игра "Остров сокровищ". Для этой игры вам понадобится карта сокровищ и несколько подсказок, которые будут вести детей к месту, где спрятан сокровище.

Правила игры:
1. Перед игрой спрячьте в каком-то месте в доме или саду "сокровище" - это может быть маленький подарок или даже сладость.
2. Раздайте детям карту сокровищ и первую подсказку.
3. Дети читают первую подсказку и идут в указанном направлении.
4. По мере того, как они находят следующие подсказки, они двигаются дальше, пока не найдут сокровище.

Я считаю, эта игра поможет детям развивать навыки ориентации, логического мышления, сотрудничества и сосредоточенности. Также это отличный способ провести время на свежем воздухе и разнообразить обычные занятия.

0

11

Упражнений для психокоррекции детей и подростков «Работа с самооценкой».
Для выполнения этого упражнения попросите подростка рассмотреть негативные убеждения о себе с разных сторон и ответить на следующие вопросы:
Вспомни человека, который, на твой взгляд, успешен, привлекателен и достоин любви. Какими способами этот человек проявляет свои положительные качества, за которые его можно любить?
Представь, что твой друг или другой близкий человек думает о себе так же, как и ты: что он неудачник, не заслуживающий любви. Что бы ты сказал этому человеку?
Подумай, какими словами твой близкий человек смог бы убедить тебя в обратном: что на самом деле ты достаточно хорош и достоин любви.
Представь, что ты уже сейчас думаешь о себе хорошо: что ты успешен, привлекателен и тебя любят. Каким бы стало твоё поведение?
Я считаю, что это упражнение полезно для психокоррекции детей и подростков, потому что оно помогает: стабилизировать самооценку; приучиться мыслить позитивно; развить навыки саморефлексии; улучшить коммуникативные навыки. Упражнение помогает осознать и принять свои сильные стороны и достоинства; способствует развитию эмоционального интеллекта; учит ставить реалистичные цели и достигать их; улучшает отношения с окружающими и снижает уровень стресса.

0

12

Упражнение «Взял - отдал» (в игре можно использовать орехи, каштаны, киндер яйцо)

Исходное положение: сидя или лежа на полу. Киндер яйцо кладётся на левую ладонь, правая ладонь свободная.

Фразы:
У МЕНЯ (показывают яйцо в левой руке),
У СОСЕДА (показывают правой рукой на соседа),
ВЗЯЛ (правой рукой берем яйцо из левой руки)
ОТДАЛ (перекладываем правой рукой яйцо, в левую руку соседа),

5. Повторяем слова и действия, можно увеличивать скорость.

Я считаю, что это упражнение полезно и интересно тем, что когда упражнение делается в медленном темпе, оно вовлекает и тонкую моторную координацию и требует сознательной активизации вестибулярного аппарата. Это простое движение эффективно для активизации полноценного функционирования мозга.

0

13

Коррекционные упражнения и сценарии для нейродегенеративных нарушений:

Представленные упражнения являются лишь примерами. Конкретные подходы и их эффективность зависят от типа и степени нейродегенеративного заболевания, индивидуальных особенностей пациента и рекомендаций специалистов.

Дети и подростки:

1. Упражнения на развитие моторики:
    а) Игры с мячом: Бросание и ловля мяча, удары по мячу ногой, игры с несколькими мячами.
    б) Конструирование: Сборка конструктора, пазлов, мозаик.
    в) Рисование и лепка: Развитие мелкой моторики и творческих способностей.
2. Упражнения на развитие когнитивных функций:
    а) Игры на память: Запоминание последовательности предметов, картинок, слов.
    б) Игры на внимание: Поиск отличий на картинках, поиск определенных предметов в комнате.
    в) Логические игры: Шашки, шахматы, головоломки.
3. Сценарии:
    а) Ролевые игры: Воссоздание реальных жизненных ситуаций (поход в магазин, визит к врачу) для развития социальных навыков.
    б) Театральные постановки: Развитие речи, памяти, эмоциональной сферы.

Взрослые и пожилые люди:

1. Упражнения на поддержание физической активности:
    а) Лечебная физкультура: Комплексы упражнений, адаптированные под возможности пациента.
    б) Танцы: Развитие координации, баланса, памяти.
    в) Йога: Улучшение гибкости, расслабление, снижение стресса.
2. Упражнения на поддержание когнитивных функций:
    а) Чтение и обсуждение книг: Стимуляция памяти, мышления, речи.
    б) Решение кроссвордов и головоломок: Тренировка логики, внимания, памяти.
    в) Изучение иностранных языков:  Активизация мозговой деятельности, развитие памяти.
3. Сценарии:
    а) Арт-терапия: Рисование, лепка, создание коллажей для выражения эмоций и снятия стресса.
    б) Музыкальная терапия:  Прослушивание музыки, пение, игра на музыкальных инструментах для улучшения настроения, памяти, речи.
    в) Реминисцентная терапия:  Вспоминание прошлого, обсуждение личного опыта для поддержания самоидентичности и улучшения настроения.

Эффективность и возможности применения:

1. Комплексный подход: Наиболее эффективным является сочетание различных упражнений и сценариев, адаптированных под индивидуальные особенности пациента.
2. Раннее вмешательство: Чем раньше начать коррекционные занятия, тем больше шансов замедлить прогрессирование заболевания и сохранить качество жизни.
3. Поддержка близких:  Участие семьи и друзей в процессе реабилитации очень важно для пациента, это мотивирует и создает позитивную атмосферу.
4. Профессиональное сопровождение:  Специалисты (врачи, психологи, логопеды) помогут подобрать подходящие упражнения и сценарии, оценить прогресс и скорректировать программу при необходимости.

Важно помнить, что коррекционные упражнения не являются лекарством от нейродегенеративных заболеваний, но они способны существенно улучшить качество жизни пациентов и замедлить прогрессирование болезни.

0