В этой теме приглашаю всех поговорить об проектировании, организации и управлении научным исследованием. Какие методологические закономерности определяют системное научное исследование и что такое дизайн исследование?
«Дизайн исследование – системное изучение, цель которого состоит в получении знания о форме, строении, структуре, назначении, ценности и смысле вещей и систем, создаваемых человеком». Определение дано Брюсом Арчером в 60-е годы
Исследование включает в себя следующие этапы: 1. Изучение состояния проблемы (литературный обзор), на основании чего производится постановка проблемы, выбор объекта и предмета исследования. 2. Разработка или уточнение общей исходной концепции (построение модели изучаемого явления или объекта), на основании которой выдвигаются гипотезы. 3. Планирование эмпирического исследования. Определение целей и задач, выбор методов и методик. 4. Сбор экспериментальных данных и их описание. В теоретическом исследовании – поиск и отбор фактов, их систематизация. 5. Обработка полученных данных. 6. Оценивание результатов проверки гипотезы, интерпретация результатов в рамках исходной ис-следовательской концепции (модели). Опровержение или подтверждение гипотезы. 7. Соотнесение результатов с существующими в науке концепциями и теориями. Формулирование общих выводов. Оценка перспектив дальнейшей разработки проблемы.
В реальном исследовании эти этапы далеко не всегда проходятся последовательно, поскольку практически всегда возникает необходимость корректировать решения и формулировки, принятые на более ранних стадиях, с учетом новых возможностей или ограничений, вносимых последующими этапами работы, изменением взглядов самого автора работы в ходе ее выполнения.
Особенности комплексных исследований. Студенческие учебно-исследовательские работы (курсовые и дипломные), как правило, выполняются в рамках одной учебной дисциплины. Однако студенты могут выполнять и такие исследования, тематика которых лежит на стыке наук, так называемые комплексные. В этом случае необходимо, чтобы работой руководили специалисты по каждой из дисциплин – один в качестве основного руководителя, а другой – как соруководитель или консультант.
1. Изучение состояния проблемы (литературный обзор), на основании чего производится постановка проблемы, выбор объекта и предмета исследования. 2. Разработка или уточнение общей исходной концепции (построение модели изучаемого явления или объекта), на основании которой выдвигаются гипотезы. 3. Планирование эмпирического исследования. Определение целей и задач, выбор методов и методик. 4. Сбор экспериментальных данных и их описание. В теоретическом исследовании – поиск и отбор фактов, их систематизация. 5. Обработка полученных данных. 6. Оценивание результатов проверки гипотезы, интерпретация результатов в рамках исходной исследовательской концепции (модели). Опровержение или подтверждение гипотезы. 7. Соотнесение результатов с существующими в науке концепциями и теориями. Формулирование общих выводов. Оценка перспектив дальнейшей разработки проблемы.
Метод эксперимента в психологии — метод, который используется для получения новых научных знаний о психологии посредством целенаправленного вмешательства исследователя в жизнедеятельность испытуемого. При проведении такого рода опыта необходимо соблюдение строгой логики доказательства и использование достоверных фактов в качестве основы. Проведение эксперимента заключается в создании некоторой искусственной ситуации. Исходя из этого в последствии можно выделить причины изучаемых явлений, оценить и проконтролировать следствия этих причин, а также понять связь между явлениями, которые исследуются при проведении опыта. Методика включает в себя систему способов и приемов, которые нужны для осуществления эффективного экспериментального исследования.
Экспериментальная психология не является отдельным видом психологии, а представляет собой общий методологический подход, находящий применение в разных областях психологической науки. Данные, полученные в ходе опыта, используются для конструирования не только общей психологии, но и специальных отраслей науки: 1.психофизиология; 2.инженерная психология; 3.возрастная психология; 4.клиническая психология; 5.психология управления.
Главной задачей эксперимента в психологии является превращение внутреннего психологического явления или процесса в доступный объективному наблюдению. В таких случаях необходимо достичь адекватного и однозначного проявления явления во внешнем поведении. Это возможно благодаря тщательному контролю условий возникновения и протекания этого явления. Структура эксперимента в психологии выглядит следующим образом: 1.испытуемый (группа или объект); 2.экспериментатор (исследователь); 3.стимуляция (способ воздействия на участника, который выбрал исследователь); 4.ответ на стимуляцию от испытуемого (его реакция); 5.условия опыта (все, что может дополнительно повлиять на поведение объекта).
Эксперименты подразделяются на несколько видов на основе разных характеристик. Лабораторный эксперимент проводят в специализированных условиях. В данном случае на объект исследования происходит целенаправленное и плавное воздействие на объект изучения со стороны исследователя. Главное преимущество лабораторного исследования заключается в строгом контроле над участниками и использование специализированной аппаратуры для измерений показателей. Однако, перенос полученных данных на реальные условия нередко создает трудности при таком типе экспериментов. Трудности связаны с тем, что при лабораторном варианте испытуемый осознает свое участие в нем, что может повлечь за собой мотивационные искажения.
Естественный эксперимент имеет место в реальных условиях. Преимущество этого метода заключается в том, что изучение объекта происходит в обыденной жизни, благодаря чему перенос данных на реальность происходит легко. Испытуемых не всегда информируют о том, что они участвуют в опыте, что исключает мотивационные искажения. Недостатком такого формата является невозможность контроля всех условий, непредвиденные помехи и искажения.
Полевой эксперимент схож по своей схеме с естественным, однако, допускает использование аппаратуры для регистрации данных, а участников информируют об их участии в исследовании. При этом знакомая обстановка положительно сказывается на уровне искажений, значительно его снижая.
Существуют и другие классификации экспериментов. Исходя из цели исследования, различаются: 1.поисковый; 2.пилотажный; 3.подтверждающий.
Характер влияния определяет эксперименты как: 1.констатирующие; 2.формирующие; 3.контрольные.
Отличительные особенности эксперимента в области психологии позволяют рассматривать его обособленно от экспериментального метода исследования в других науках. Эти особенности заключаются в следующем: 1.Психика человека как конструкт не поддается объективному наблюдению, ее деятельность становится очевидной только при ее проявлениях, например, при определенном поведении. 2.В ходе изучения психических процессов не предполагается возможным выделить какой-то один из них, потому что любой раздражитель воздействует на психику в целом. 3.При проведении опытов с участием людей неизбежно динамическое взаимодействие испытуемого и экспериментатора. 4.При некоторых воздействиях испытуемый имеет инструкции, которые не предполагаются в случае естественнонаучных опытов.
Выделяются следующие возможности эксперимента как метода исследования: 1.выбор момента начала события; 2.повторение изучаемого события; 3.сознательная манипуляция переменными, которая позволяет изменять результаты.
В то же время существуют ограничения, которыми сопровождается эксперимент: 1.субъект-субъектное отношение, нарушающее научные правила; 2.психика отличается спонтанностью, непостоянством и уникальностью; 3.психика является сложным объектом для исследования; 4.этические ограничения — изучение некоторых проблем экспериментальным путем может быть расценено как аморальное или нести риск для испытуемых; 5.все участники эксперимента должны быть заранее проинформированы об аспектах исследования, которые могут повлиять на их желание принимать в нем участие.
Как пример:
Зефирный эксперимент (англ. Stanford marshmallow experiment) — серия исследований отсроченного удовольствия, проведённая в конце 1960-х и начале 1970-х годов под руководством психолога Уолтера Мишеля, ставшего позднее профессором Стэнфордского университета. В этих исследованиях детям предлагали выбор между одним небольшим вознаграждением, предоставляемым немедленно, и увеличением награды вдвое, если они смогут терпеливо ждать её в течение короткого периода (примерно 15 минут), во время которого экспериментатор покинул комнату, чтобы вернуться после ожидания. В качестве вознаграждения использовался маршмеллоу, печенье или сухарик. В последующих исследованиях учёные обнаружили, что у детей, которые были в состоянии дождаться увеличенной награды, как правило, жизнь складывалась более благополучно. Такие выводы были сделаны по их SATам (стандартизованный тест для приёма в высшие учебные заведения в США), уровню образования, индексу массы тела (ИМТ) и другим показателям качества жизни.
Разработать исследовательский инструментарий: создание анкет, опросников, тестов, необходимых для сбора данных.
Пилотажное исследование: предварительное тестирование методики исследования на небольшой группе участников.
Экспертная оценка: привлечение специалистов для оценки качества исследования и его результатов.
Важно помнить, что этапы научного исследования могут варьироваться в зависимости от области науки, типа исследования и выбранной методологии. Гибкость и адаптивность – важные качества исследователя, позволяющие ему успешно реализовать свой проект.
Психологический эксперимент – это метод исследования, который позволяет установить причинно-следственные связи между переменными. Он заключается в создании искусственных условий, в которых исследователь манипулирует одной или несколькими независимыми переменными и наблюдает за изменением зависимой переменной.
Основные элементы психологического эксперимента: 1. Независимая переменная (НП): Переменная, которой манипулирует исследователь. 2. Зависимая переменная (ЗП): Переменная, изменение которой измеряется. 3. Контрольная группа: Группа участников, которая не подвергается воздействию НП. 4. Экспериментальная группа: Группа участников, которая подвергается воздействию НП. 5. Рандомизация: Случайное распределение участников по группам для исключения влияния посторонних факторов. 6. Валидность: Степень, в которой эксперимент измеряет то, что он должен измерять. 7. Надежность: Степень, в которой эксперимент дает стабильные и воспроизводимые результаты.
Типы психологических экспериментов: 1. Лабораторный эксперимент: Проводится в контролируемых условиях лаборатории с использованием специального оборудования. 2. Полевой эксперимент: Проводится в реальных условиях, например, в школе, на рабочем месте, на улице. 3. Естественный эксперимент: Исследователь использует уже существующие ситуации, не вмешиваясь в них. 4. Квази-эксперимент: Эксперимент, в котором отсутствует рандомизация или контрольная группа.
Этапы проведения психологического эксперимента: 1. Формулировка гипотезы: Предположение о влиянии НП на ЗП. 2. Разработка плана эксперимента: Определение НП, ЗП, выбор метода сбора данных, разработка процедуры эксперимента. 3. Сбор данных: Проведение эксперимента и сбор данных о ЗП в контрольной и экспериментальной группах. 4. Анализ данных: Статистическая обработка данных для оценки влияния НП на ЗП. 5. Интерпретация результатов: Формулирование выводов о подтверждении или опровержении гипотезы.
Преимущества метода психологического эксперимента: 1. Позволяет установить причинно-следственные связи: Ученый может с высокой степенью уверенности утверждать, что именно НП вызывает изменения в ЗП. 2. Контролируемые условия: Исследователь может контролировать влияние посторонних факторов на результаты эксперимента. 3. Объективность: Результаты эксперимента могут быть воспроизведены другими исследователями.
Недостатки метода психологического эксперимента: 1. Искусственность: Лабораторные условия могут отличаться от реальной жизни, что снижает экологическую валидность результатов. 2. Этические ограничения: Некоторые эксперименты могут быть этически неприемлемыми. 3. Сложность проведения: Требует тщательного планирования, контроля и анализа данных.
Европейская система образования в течение длительного времени развивалась по двум независимым осям — гуманитарной и естественнонаучной. Длительное время эти две культуры доминировали в социальной, культурной и образовательной системах. В английской образовательной системе, например, дети должны были выбирать одну из этих ветвей специализации уже в сравнительно раннем возрасте — в 13 лет.
Наличие третьей — проектной — культуры не осознавалось, просто потому, что ею пренебрегали; она не имела адекватного наименования, и ее содержание не было артикулировано. Б. Арчер и его коллеги по Колледжу назвали эту культуру «Дизайном с большой буквы» и определили ее как «совокупный опыт материальной культуры и совокупный массив знаний, навыков и ценностей, воплощенный в искусстве планирования, изобретения, формообразования и исполнения»...
Из доклада вырисовывается следующее представление о природе дизайна как проектной культуры: основная задача дизайна — концептуализация и воплощение новых предметных форм; дизайн обращен к материальной культуре и использует в качестве метода искусство планирования, изобретения, формообразования и исполнения; инструментарием дизайна является язык моделирования, эквивалентный языку науки и гуманитарному языку; дизайн имеет свои собственные предметы, способы и методы репрезентации. [Предположу и предлагаю студентам оценивать всё и всех по трём параметрам дальше: предмет - о чём; метод - как; ценности - какие. - ВГ]
Предметом изучения в каждой из обозначенных культур является: в науке — природный мир; в гуманитарной сфере — человеческий опыт; в дизайне — мир, созданный человеком.
Соответственно методами этих культур будут: в науке — контрольный эксперимент, классификация, анализ; в гуманитарной сфере — аналогия, метафора, критика, оценка; в дизайне — моделирование, создание образцов, синтезирование.
Ценности каждой из культур: в науке — объективность, рациональность, нейтралитет и заинтересованность в истине; в гуманитарной сфере — субъективность, воображение, суждение и заинтересованность в справедливости; в дизайне — практичность, изобретательность, выразительность и заинтересованность в соответствии назначению.
В большинстве случаев легче осуществить противопоставление науки и гуманитарной области (объективность — субъективность, эксперимент — аналогия), чем идентифицировать соответствующие компоненты в дизайне. Возможно, это обстоятельство больше свидетельствует о бедности языка «третьей культуры», нежели о том, что она не имеет права на существование. Во всяком случае, мы гораздо чаще сталкиваемся с необходимостью артикулировать смысл того, что значит «дизайнерский», чем с необходимостью объяснять, что значит «научный» или «художественный».