Общественная лаборатория педагогической психофизиологии "Гармония"

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Методология и дизайн научного исследования

Сообщений 1 страница 6 из 6

1

В этой теме приглашаю всех поговорить об проектировании, организации и управлении научным исследованием. Какие методологические закономерности определяют системное научное исследование и что такое дизайн исследование?

«Дизайн исследование – системное изучение, цель которого состоит в получении знания о форме, строении, структуре, назначении, ценности и смысле вещей и систем, создаваемых человеком». Определение дано Брюсом Арчером в 60-е годы

https://forumupload.ru/uploads/001b/43/63/2/t678859.jpg

Исследование включает в себя следующие этапы:
1. Изучение состояния проблемы (литературный обзор), на основании чего производится постановка проблемы, выбор объекта и предмета исследования.
2. Разработка или уточнение общей исходной концепции (построение модели изучаемого явления или объекта), на основании которой выдвигаются гипотезы.
3. Планирование эмпирического исследования. Определение целей и задач, выбор методов и методик.
4. Сбор экспериментальных данных и их описание. В теоретическом исследовании – поиск и отбор фактов, их систематизация.
5. Обработка полученных данных.
6. Оценивание результатов проверки гипотезы, интерпретация результатов в рамках исходной ис-следовательской концепции (модели). Опровержение или подтверждение гипотезы.
7. Соотнесение результатов с существующими в науке концепциями и теориями. Формулирование общих выводов. Оценка перспектив дальнейшей разработки проблемы.

В реальном исследовании эти этапы далеко не всегда проходятся последовательно, поскольку практически всегда возникает необходимость корректировать решения и формулировки, принятые на более ранних стадиях, с учетом новых возможностей или ограничений, вносимых последующими этапами работы, изменением взглядов самого автора работы в ходе ее выполнения.

Особенности комплексных исследований. Студенческие учебно-исследовательские работы (курсовые и дипломные), как правило, выполняются в рамках одной учебной дисциплины. Однако студенты могут выполнять и такие исследования, тематика которых лежит на стыке наук, так называемые комплексные. В этом случае необходимо, чтобы работой руководили специалисты по каждой из дисциплин – один в качестве основного руководителя, а другой – как соруководитель или консультант.

0

2

Доброе утро! Внимательно изучила все этапы:

1. Изучение состояния проблемы (литературный обзор), на основании чего производится постановка проблемы, выбор объекта и предмета исследования.
2. Разработка или уточнение общей исходной концепции (построение модели изучаемого явления или объекта), на основании которой выдвигаются гипотезы.
3. Планирование эмпирического исследования. Определение целей и задач, выбор методов и методик.
4. Сбор экспериментальных данных и их описание. В теоретическом исследовании – поиск и отбор фактов, их систематизация.
5. Обработка полученных данных.
6. Оценивание результатов проверки гипотезы, интерпретация результатов в рамках исходной исследовательской концепции (модели). Опровержение или подтверждение гипотезы.
7. Соотнесение результатов с существующими в науке концепциями и теориями. Формулирование общих выводов. Оценка перспектив дальнейшей разработки проблемы.

0

3

https://forumupload.ru/uploads/001b/43/63/2/840755.png

Метод эксперимента в психологии — метод, который используется для получения новых научных знаний о психологии посредством целенаправленного вмешательства исследователя в жизнедеятельность испытуемого. При проведении такого рода опыта необходимо соблюдение строгой логики доказательства и использование достоверных фактов в качестве основы. Проведение эксперимента заключается в создании некоторой искусственной ситуации. Исходя из этого в последствии можно выделить причины изучаемых явлений, оценить и проконтролировать следствия этих причин, а также понять связь между явлениями, которые исследуются при проведении опыта. Методика включает в себя систему способов и приемов, которые нужны для осуществления эффективного экспериментального исследования.

Экспериментальная психология не является отдельным видом психологии, а представляет собой общий методологический подход, находящий применение в разных областях психологической науки. Данные, полученные в ходе опыта, используются для конструирования не только общей психологии, но и специальных отраслей науки:
1.психофизиология;
2.инженерная психология;
3.возрастная психология;
4.клиническая психология;
5.психология управления.

Главной задачей эксперимента в психологии является превращение внутреннего психологического явления или процесса в доступный объективному наблюдению. В таких случаях необходимо достичь адекватного и однозначного проявления явления во внешнем поведении. Это возможно благодаря тщательному контролю условий возникновения и протекания этого явления. Структура эксперимента в психологии выглядит следующим образом:
1.испытуемый (группа или объект);
2.экспериментатор (исследователь);
3.стимуляция (способ воздействия на участника, который выбрал исследователь);
4.ответ на стимуляцию от испытуемого (его реакция);
5.условия опыта (все, что может дополнительно повлиять на поведение объекта).

Эксперименты подразделяются на несколько видов на основе разных характеристик.
Лабораторный эксперимент проводят в специализированных условиях. В данном случае на объект исследования происходит целенаправленное и плавное воздействие на объект изучения со стороны исследователя. Главное преимущество лабораторного исследования заключается в строгом контроле над участниками и использование специализированной аппаратуры для измерений показателей. Однако, перенос полученных данных на реальные условия нередко создает трудности при таком типе экспериментов. Трудности связаны с тем, что при лабораторном варианте испытуемый осознает свое участие в нем, что может повлечь за собой мотивационные искажения.

Естественный эксперимент имеет место в реальных условиях. Преимущество этого метода заключается в том, что изучение объекта происходит в обыденной жизни, благодаря чему перенос данных на реальность происходит легко. Испытуемых не всегда информируют о том, что они участвуют в опыте, что исключает мотивационные искажения. Недостатком такого формата является невозможность контроля всех условий, непредвиденные помехи и искажения.

Полевой эксперимент схож по своей схеме с естественным, однако, допускает использование аппаратуры для регистрации данных, а участников информируют об их участии в исследовании. При этом знакомая обстановка положительно сказывается на уровне искажений, значительно его снижая.

Существуют и другие классификации экспериментов. Исходя из цели исследования, различаются:
1.поисковый;
2.пилотажный;
3.подтверждающий.

Характер влияния определяет эксперименты как:
1.констатирующие;
2.формирующие;
3.контрольные.

Отличительные особенности эксперимента в области психологии позволяют рассматривать его обособленно от экспериментального метода исследования в других науках. Эти особенности заключаются в следующем:
1.Психика человека как конструкт не поддается объективному наблюдению, ее деятельность становится очевидной только при ее проявлениях, например, при определенном поведении.
2.В ходе изучения психических процессов не предполагается возможным выделить какой-то один из них, потому что любой раздражитель воздействует на психику в целом.
3.При проведении опытов с участием людей неизбежно динамическое взаимодействие испытуемого и экспериментатора.
4.При некоторых воздействиях испытуемый имеет инструкции, которые не предполагаются в случае естественнонаучных опытов.

Выделяются следующие возможности эксперимента как метода исследования:
1.выбор момента начала события;
2.повторение изучаемого события;
3.сознательная манипуляция переменными, которая позволяет изменять результаты.

В то же время существуют ограничения, которыми сопровождается эксперимент:
1.субъект-субъектное отношение, нарушающее научные правила;
2.психика отличается спонтанностью, непостоянством и уникальностью;
3.психика является сложным объектом для исследования;
4.этические ограничения — изучение некоторых проблем экспериментальным путем может быть расценено как аморальное или нести риск для испытуемых;
5.все участники эксперимента должны быть заранее проинформированы об аспектах исследования, которые могут повлиять на их желание принимать в нем участие.

Как пример:

Зефирный эксперимент (англ. Stanford marshmallow experiment) — серия исследований отсроченного удовольствия, проведённая в конце 1960-х и начале 1970-х годов под руководством психолога Уолтера Мишеля, ставшего позднее профессором Стэнфордского университета. В этих исследованиях детям предлагали выбор между одним небольшим вознаграждением, предоставляемым немедленно, и увеличением награды вдвое, если они смогут терпеливо ждать её в течение короткого периода (примерно 15 минут), во время которого экспериментатор покинул комнату, чтобы вернуться после ожидания. В качестве вознаграждения использовался маршмеллоу, печенье или сухарик. В последующих исследованиях учёные обнаружили, что у детей, которые были в состоянии дождаться увеличенной награды, как правило, жизнь складывалась более благополучно. Такие выводы были сделаны по их SATам (стандартизованный тест для приёма в высшие учебные заведения в США), уровню образования, индексу массы тела (ИМТ) и другим показателям качества жизни.


0

4

Очень важно:

  • Разработать исследовательский инструментарий: создание анкет, опросников, тестов, необходимых для сбора данных.

  • Пилотажное исследование: предварительное тестирование методики исследования на небольшой группе участников.

  • Экспертная оценка: привлечение специалистов для оценки качества исследования и его результатов.

Важно помнить, что этапы научного исследования могут варьироваться в зависимости от области науки, типа исследования и выбранной методологии.  Гибкость и адаптивность – важные качества исследователя, позволяющие ему успешно реализовать свой проект.

0

5

Психологический эксперимент – это метод исследования, который позволяет установить причинно-следственные связи между переменными. Он заключается в создании искусственных условий, в которых исследователь манипулирует одной или несколькими независимыми переменными и наблюдает за изменением зависимой переменной.

Основные элементы психологического эксперимента:
1. Независимая переменная (НП): Переменная, которой манипулирует исследователь.
2. Зависимая переменная (ЗП): Переменная, изменение которой измеряется.
3. Контрольная группа: Группа участников, которая не подвергается воздействию НП.
4. Экспериментальная группа: Группа участников, которая подвергается воздействию НП.
5. Рандомизация:  Случайное распределение участников по группам для исключения влияния посторонних факторов.
6. Валидность:  Степень, в которой эксперимент измеряет то, что он должен измерять.
7. Надежность: Степень, в которой эксперимент дает стабильные и воспроизводимые результаты.

Типы психологических экспериментов:
1. Лабораторный эксперимент: Проводится в контролируемых условиях лаборатории с использованием специального оборудования.
2. Полевой эксперимент: Проводится в реальных условиях, например, в школе, на рабочем месте, на улице.
3. Естественный эксперимент: Исследователь использует уже существующие ситуации, не вмешиваясь в них.
4. Квази-эксперимент: Эксперимент, в котором отсутствует рандомизация или контрольная группа.

Этапы проведения психологического эксперимента:
1. Формулировка гипотезы:  Предположение о влиянии НП на ЗП.
2. Разработка плана эксперимента: Определение НП, ЗП, выбор метода сбора данных, разработка процедуры эксперимента.
3. Сбор данных:  Проведение эксперимента и сбор данных о ЗП в контрольной и экспериментальной группах.
4. Анализ данных:  Статистическая обработка данных для оценки влияния НП на ЗП.
5. Интерпретация результатов:  Формулирование выводов о подтверждении или опровержении гипотезы.

Преимущества метода психологического эксперимента:
1. Позволяет установить причинно-следственные связи: Ученый может с высокой степенью уверенности утверждать, что именно НП вызывает изменения в ЗП.
2. Контролируемые условия: Исследователь может контролировать влияние посторонних факторов на результаты эксперимента.
3. Объективность: Результаты эксперимента могут быть воспроизведены другими исследователями.

Недостатки метода психологического эксперимента:
1. Искусственность: Лабораторные условия могут отличаться от реальной жизни, что снижает экологическую валидность результатов.
2. Этические ограничения: Некоторые эксперименты могут быть этически неприемлемыми.
3. Сложность проведения: Требует тщательного планирования, контроля и анализа данных.

https://forumupload.ru/uploads/001b/43/63/2/460548.jpg

0

6

https://forumupload.ru/uploads/001b/43/63/2/510142.jpg

Европейская система образования в течение длительного времени развивалась по двум независимым осям — гуманитарной и естественнонаучной. Длительное время эти две культуры доминировали в социальной, культурной и образовательной системах. В английской образовательной системе, например, дети должны были выбирать одну из этих ветвей специализации уже в сравнительно раннем возрасте — в 13 лет.

Наличие третьей — проектной — культуры не осознавалось, просто потому, что ею пренебрегали; она не имела адекватного наименования, и ее содержание не было артикулировано. Б. Арчер и его коллеги по Колледжу назвали эту культуру «Дизайном с большой буквы» и определили ее как «совокупный опыт материальной культуры и совокупный массив знаний, навыков и ценностей, воплощенный в искусстве планирования, изобретения, формообразования и исполнения»...

Из доклада вырисовывается следующее представление о природе дизайна как проектной культуры: основная задача дизайна — концептуализация и воплощение новых предметных форм; дизайн обращен к материальной культуре и использует в качестве метода искусство планирования, изобретения, формообразования и исполнения; инструментарием дизайна является язык моделирования, эквивалентный языку науки и гуманитарному языку; дизайн имеет свои собственные предметы, способы и методы репрезентации. [Предположу и предлагаю студентам оценивать всё и всех по трём параметрам дальше: предмет - о чём; метод - как; ценности - какие. - ВГ]

Предметом изучения в каждой из обозначенных культур является:
в науке — природный мир;
в гуманитарной сфере — человеческий опыт;
в дизайне — мир, созданный человеком.

Соответственно методами этих культур будут:
в науке — контрольный эксперимент, классификация, анализ;
в гуманитарной сфере — аналогия, метафора, критика, оценка;
в дизайне — моделирование, создание образцов, синтезирование.

Ценности каждой из культур:
в науке — объективность, рациональность, нейтралитет и заинтересованность в истине;
в гуманитарной сфере — субъективность, воображение, суждение и заинтересованность в справедливости;
в дизайне — практичность, изобретательность, выразительность и заинтересованность в соответствии назначению.

В большинстве случаев легче осуществить противопоставление науки и гуманитарной области (объективность — субъективность, эксперимент — аналогия), чем идентифицировать соответствующие компоненты в дизайне. Возможно, это обстоятельство больше свидетельствует о бедности языка «третьей культуры», нежели о том, что она не имеет права на существование. Во всяком случае, мы гораздо чаще сталкиваемся с необходимостью артикулировать смысл того, что значит «дизайнерский», чем с необходимостью объяснять, что значит «научный» или «художественный».

Рассказывает В.Ф. Сидоренко, отталкиваясь от доклада Брюса Арчера "Третья культура". Источник: https://vk.com/wall12847128_7242

0