Общественная лаборатория педагогической психофизиологии "Гармония"

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Метод психологического эксперимента

Сообщений 1 страница 3 из 3

1

Метод психологического эксперимента — это один из основных способов психологических исследований. Это опыт, в рамках которого экспериментатор создаёт определённые условия и проверяет, как будут реагировать испытуемые.

Различают несколько видов экспериментов:

лабораторный — условия полностью контролируются исследователем;
естественный — исследование проводится в обычных условиях;
явный — участники знают, что они принимают участие в эксперименте;
скрытый — участники не догадываются, что принимают участие в опыте.

https://forumupload.ru/uploads/001b/43/63/35/t604215.jpg

Пример: в качестве примера можно привести знаменитый эксперимент «Третья волна», который провёл американский педагог в обычной школе.

0

2

Метод эксперимента в психологии — метод, который используется для получения новых научных знаний о психологии посредством целенаправленного вмешательства исследователя в жизнедеятельность испытуемого.
При проведении такого рода опыта необходимо соблюдение строгой логики доказательства и использование достоверных фактов в качестве основы.
Проведение эксперимента заключается в создании некоторой искусственной ситуации. Исходя из этого в последствии можно выделить причины изучаемых явлений, оценить и проконтролировать следствия этих причин, а также понять связь между явлениями, которые исследуются при проведении опыта. Методика включает в себя систему способов и приемов, которые нужны для осуществления эффективного экспериментального исследования.
Экспериментальная психология не является отдельным видом психологии, а представляет собой общий методологический подход, находящий применение в разных областях психологической науки. Данные, полученные в ходе опыта, используются для конструирования не только общей психологии, но и специальных отраслей науки:
1.психофизиология;
2.инженерная психология;
3.возрастная психология;
4.клиническая психология;
5.психология управления.
Главной задачей эксперимента в психологии является превращение внутреннего психологического явления или процесса в доступный объективному наблюдению. В таких случаях необходимо достичь адекватного и однозначного проявления явления во внешнем поведении. Это возможно благодаря тщательному контролю условий возникновения и протекания этого явления.
Структура эксперимента в психологии выглядит следующим образом:
1.испытуемый (группа или объект);
2.экспериментатор (исследователь);
3.стимуляция (способ воздействия на участника, который выбрал исследователь);
4.ответ на стимуляцию от испытуемого (его реакция);
5.условия опыта (все, что может дополнительно повлиять на поведение объекта).
На какие типы делится метод эксперимента
Эксперименты подразделяются на несколько видов на основе разных характеристик.
    Лабораторный эксперимент проводят в специализированных условиях. В данном случае на объект исследования происходит целенаправленное и плавное воздействие на объект изучения со стороны исследователя. Главное преимущество лабораторного исследования заключается в строгом контроле над участниками и использование специализированной аппаратуры для измерений показателей. Однако, перенос полученных данных на реальные условия нередко создает трудности при таком типе экспериментов. Трудности связаны с тем, что при лабораторном варианте испытуемый осознает свое участие в нем, что может повлечь за собой мотивационные искажения.
    Естественный эксперимент имеет место в реальных условиях. Преимущество этого метода заключается в том, что изучение объекта происходит в обыденной жизни, благодаря чему перенос данных на реальность происходит легко. Испытуемых не всегда информируют о том, что они участвуют в опыте, что исключает мотивационные искажения. Недостатком такого формата является невозможность контроля всех условий, непредвиденные помехи и искажения.
    Полевой эксперимент схож по своей схеме с естественным, однако, допускает использование аппаратуры для регистрации данных, а участников информируют об их участии в исследовании. При этом знакомая обстановка положительно сказывается на уровне искажений, значительно его снижая.
Существуют и другие классификации экспериментов. Исходя из цели исследования, различаются:
1.поисковый;
2.пилотажный;
3.подтверждающий.
Характер влияния определяет эксперименты как:
1.констатирующие;
2.формирующие;
3.контрольные.
Возможность влияния разделяет на спровоцированный и эксперимент, на который ссылаются.
Что является отличительной особенностью
Отличительные особенности эксперимента в области психологии позволяют рассматривать его обособленно от экспериментального метода исследования в других науках. Эти особенности заключаются в следующем:
1.Психика человека как конструкт не поддается объективному наблюдению, ее деятельность становится очевидной только при ее проявлениях, например, при определенном поведении.
2.В ходе изучения психических процессов не предполагается возможным выделить какой-то один из них, потому что любой раздражитель воздействует на психику в целом.
3.При проведении опытов с участием людей неизбежно динамическое взаимодействие испытуемого и экспериментатора.
4.При некоторых воздействиях испытуемый имеет инструкции, которые не предполагаются в случае естественнонаучных опытов.
Возможности и ограничения эксперимента как метода
Выделяются следующие возможности эксперимента как метода исследования:
1.выбор момента начала события;
2.повторение изучаемого события;
3.сознательная манипуляция переменными, которая позволяет изменять результаты.
В то же время существуют ограничения, которыми сопровождается эксперимент:
1.субъект-субъектное отношение, нарушающее научные правила;
2.психика отличается спонтанностью, непостоянством и уникальностью;
3.психика является сложным объектом для исследования;
4.этические ограничения — изучение некоторых проблем экспериментальным путем может быть расценено как аморальное или нести риск для испытуемых;
5.все участники эксперимента должны быть заранее проинформированы об аспектах исследования, которые могут повлиять на их желание принимать в нем участие.
Пример использования эксперимента
Один из наиболее известных исследований в этой области — это Стэндфордский тюремный эксперимент, проведенный американским психологом Филиппом Зимбардо в 1971 году.
Испытуемых мужчин разделили на «заключенных» и «охранников». Участники эксперимента быстро вжились в роль, что спровоцировало появление опасных ситуаций в импровизированной тюрьме. Группа, назначенная охранниками, сама выбрала себе форму и дубинки, а также ее участники носили очки, скрывающие глаза. В отличие от заключенных им было позволено уходить домой на выходные и работать по сменам.
Все вышло из-под контроля очень быстро. Треть группы «охранников» проявила садистские наклонности, издеваясь и мучая «заключенных», а «заключенные» получили моральные травмы. Участникам было отказано в праве покинуть исследование. Эксперимент пришлось завершить раньше назначенного времени — шесть дней вместо двух недель.
В результате эксперимента были сделаны выводы о том, насколько восприимчивы и покорны люди в случаях, когда идеология, поддерживаемая обществом и государством, оправдывает их поступки. Исследование также называют иллюстрацией к теории когнитивного диссонанса и влияния власти авторитетов. Результаты эксперимента применяются для демонстрации преимущества влияния ситуативных факторов поведения человека против личностных.

0

3

Психологический эксперимент – это метод исследования, который позволяет установить причинно-следственные связи между переменными. Он заключается в создании искусственных условий, в которых исследователь манипулирует одной или несколькими независимыми переменными и наблюдает за изменением зависимой переменной.

Основные элементы психологического эксперимента:

1. Независимая переменная (НП): Переменная, которой манипулирует исследователь.
2. Зависимая переменная (ЗП): Переменная, изменение которой измеряется.
3. Контрольная группа: Группа участников, которая не подвергается воздействию НП.
4. Экспериментальная группа: Группа участников, которая подвергается воздействию НП.
5. Рандомизация:  Случайное распределение участников по группам для исключения влияния посторонних факторов.
6. Валидность:  Степень, в которой эксперимент измеряет то, что он должен измерять.
7. Надежность: Степень, в которой эксперимент дает стабильные и воспроизводимые результаты.

Типы психологических экспериментов:

1. Лабораторный эксперимент: Проводится в контролируемых условиях лаборатории с использованием специального оборудования.
2. Полевой эксперимент: Проводится в реальных условиях, например, в школе, на рабочем месте, на улице.
3. Естественный эксперимент: Исследователь использует уже существующие ситуации, не вмешиваясь в них.
4. Квази-эксперимент: Эксперимент, в котором отсутствует рандомизация или контрольная группа.

Этапы проведения психологического эксперимента:

1. Формулировка гипотезы:  Предположение о влиянии НП на ЗП.
2. Разработка плана эксперимента: Определение НП, ЗП, выбор метода сбора данных, разработка процедуры эксперимента.
3. Сбор данных:  Проведение эксперимента и сбор данных о ЗП в контрольной и экспериментальной группах.
4. Анализ данных:  Статистическая обработка данных для оценки влияния НП на ЗП.
5. Интерпретация результатов:  Формулирование выводов о подтверждении или опровержении гипотезы.

Преимущества метода психологического эксперимента:

1. Позволяет установить причинно-следственные связи: Ученый может с высокой степенью уверенности утверждать, что именно НП вызывает изменения в ЗП.
2. Контролируемые условия: Исследователь может контролировать влияние посторонних факторов на результаты эксперимента.
3. Объективность: Результаты эксперимента могут быть воспроизведены другими исследователями.

Недостатки метода психологического эксперимента:

1. Искусственность: Лабораторные условия могут отличаться от реальной жизни, что снижает экологическую валидность результатов.
2. Этические ограничения: Некоторые эксперименты могут быть этически неприемлемыми.
3. Сложность проведения: Требует тщательного планирования, контроля и анализа данных.

Психологический эксперимент – важный инструмент для изучения поведения человека и психических процессов. Он позволяет получать объективные и надежные данные, которые помогают понять причины и следствия нашего поведения.

0