В этой теме, давайте поговорим о связи психологического восприятия и понимания мира и того, как этот мир проектируется и организуется глазами экспертного сообщества и в контакте таких передовых направлений как: дизайн исследования (Research Design), дизайн мышление (Design Thinking), педагогический дизайн и, вообще, дизайн-подхода к решению конкретных задач.
В качестве примера, вот 6 психологических принципов, применяемых в дизайне интерфейсов:
1. Эффект изоляции. Эффект Ресторффа описывает свойство человеческой памяти запоминать объекты, которые выделяются из общей массы. Представьте, что на столе лежат 20 зелёных яблок и одно красное. В большинстве случаев мы выберем красное, даже если оно будет не таким красивым, как зелёное. Человеку свойственно выделять необычные объекты. Он мысленно изолирует одинаковые элементы и выделяет тот, который отличается от других. Этот принцип работает везде: от выбора товаров на полке до элементов управления в интерфейсе. В дизайне интерфейсов эффект изоляции проявляется по-своему. Обычно его используют, чтобы выделить call to action. Если разместить в несколько колонок 3-4 одинаковых кнопки, пользователи не поймут, какая из них открывает попап. В этом случае конверсия будет намного ниже, чем когда CTA отличается от других объектов.
2. Закон близости. Следующий важный принцип говорит о том, что объекты, расположенные на небольшом расстоянии друг от друга, воспринимаются как единое целое. Кнопки, размещённые в виде колонок по горизонтали, превращаются в группу. Мозг связывает объекты, чтобы сохранять визуальные образы и группировать элементы по мере их важности. Нам проще соединять объекты в группы, чтобы запоминать их и при необходимости восстанавливать образы по памяти. Проблема многих интерфейсов в том, что несвязанные по смыслу объекты часто находятся в непосредственной близости. Ошибка мешает пользователям изучать механизмы работы продукта и влияет на user experience.
3. Закон Хика. Закон говорит о том, что количество информации, поступающее в мозг, определяет время, которое человек тратит на принятие решения. Если в кафе 30 видов десерта, клиент посмотрит меню и потратит много времени на выбор. Дизайнеру, который разрабатывает посадочную страницу или интерфейс приложения с множеством экранов, надо быть максимально внимательным. В идеале, рядом с CTA-элементами не должно быть ничего лишнего, иначе вместо стабильного потока конверсий заказчики получат только плохие поведенческие факторы.
4. Когнитивная нагрузка. В процессе изучения нового продукта мозг человека задействует определённое количество ресурсов. Чем больше элементов, тем больше времени и сил придётся потратить, чтобы освоить возможности приложения или сайта. Внутренняя нагрузка отражает сложности, с которыми сталкиваются люди в процессе изучения новых объектов. Психологи советуют сделать так, чтобы пользователю было легко вникнуть в суть продукта. Если система кажется интуитивно понятной, у неё больше шансов стать повседневным инструментом. На логичной структуре полезные свойства не заканчиваются. В зависимости от сложности проекта можно добавить поясняющие тексты, интерактивные подсказки или виртуальную систему обучения.
Уместная когнитивная нагрузка — ресурсы, которые человек тратит на обработку новых данных и создание связей между объектами. Психологические исследования в очередной раз доказывают, что людям проще изучать новые технологии и продукты, если они созданы по знакомым шаблонам.
Предположим, что пользователь, который никогда не заходил в интерфейс Photoshop, открыл его в первый раз и хочет создать новый проект. На этом этапе проблем не возникнет — он видит приветственное сообщение и кнопку создания файла. Основные задачи можно решить с помощью меню, которое работает по знакомым паттернам. А вот с внутренними инструментами придётся разбираться дольше, если раньше не было опыта работы в других редакторах.
5. Эффект края. Принцип частично соотносится с первыми тремя приёмами. Когда пользователь видит перед собой группу элементов, он лучше запоминает первый и последний. Если в слайдере будет 4-5 слайдов, люди запомнят те, с которыми они взаимодействуют дольше. Первый слайд показывается до переключения элементов. А последний отпечатывается в памяти, так как на нём юзер обычно заканчивает просмотр контента.
Многие дизайнеры используют эффект края правильно — они размещают по бокам кнопки или виджеты с большим приоритетом. Если речь идёт о плавающем меню с несколькими элементами, то слева и справа лучше разместить пункты, с которыми пользователи будут взаимодействовать чаще всего.
6. Закон завершенности. Психологи сходятся во мнении, что пользователи изучают новые объекты как единое целое. Они рассматривают каждый кусочек пазла как самостоятельный, но не отделяют его от системы. Когда люди сталкиваются с незавершённым объектом, они заполняют пустое пространство самостоятельно на основе предыдущего опыта. Проблема многих интерфейсов в том, что первый экран кажется визуально завершённым. Он должен только вводить аудиторию в курс дела. Это как первое блюдо в ресторане. Оно пробуждает аппетит и стимулирует клиента заказать ещё 3-4 тарелки вкусностей. Если разделить интерфейс на смысловые блоки, связать их по смыслу и создать эффект незавершенности, юзеры постараются найти недостающие элементы. Они изучат сайт дальше первого экрана и смогут найти ответы на вопросы.
Источник: https://idbi.ru/blogs/blog/psikhologiya-v-veb-dizayne