Общественная психолого-педагогическая лаборатория им. профессора Ф.Х. Уразаевой

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



FRPG Психофизиология человеческого роя

Сообщений 1 страница 10 из 19

1

https://upforme.ru/uploads/001b/43/63/2/203029.jpg
Данный проект приурочен к практическим занятиям по курсу "Психофизиология и ВНД", а также работе Марка Моффетта "Человеческий рой. Естественная история общества". Книгу в формате FB2 можно скачать ЗДЕСЬ>>

Целью настоящего исследования является попытка выявить системно-фундаментальные основы развития человеческой природы, которая в свою очередь спровоцировала появление информационных, сетевых технологий, интернета и других киберфизических систем, действующих по тем же законам. В качестве интересной иллюстрации к развитию нашего игрового сюжета, предлагаю посмотреть 6 фильм III сезона анимационного сериала «Любовь. Смерть. Роботы»:

Что означает абревиатура FRPG>>

FRPG - это форумная ролевая игра (англ. Forum Role Playing Game, FRPG) — разновидность текстовой ролевой игры (текстовки). Форумная ролевая игра является своего рода поджанром литературных ролевых игр. Правила текстовых ролевых игр предусматривают прописывание игроками в отдельном сообщении (посте) действий, мыслей и фраз тех персонажей, роли которых они играют.

Игровой процесс контролируется Мастером игры (преподавателем). Мастер Игры адаптирует игру под условия играющей студенческой группы и определяет, за что участники будут накапливать баллы, а за что их терять. В случае потери большого количества баллов игрок вынужден будет вступить в сражении с игровым героем и выполнить какое-то дело, которое задано в игре Мастером Игры.

За основу FRPG берется определенный мир, придуманный одним или группой авторов, в том числе и простыми игроками. Задачей этих самых игроков является создание персонажа, которого они пытаются раскрыть, моделируя различные сюжетные перипетии. В целом, сюжет пишет не один игрок, а несколько. Он создается пошагово, в течение определенного промежутка времени и его развязка, порою, остается загадкой даже для самих игроков.

0

2

https://upforme.ru/uploads/0010/6a/f9/2/711643.pngПривет! Отлично, друзья, есть задел! Я Мастер Игры и представляю вашему вниманию задачу, которую мы должны решить. Нам нужно придумать игру о том, как же развивается человечество в своем эволюционно-социальном измерении. Этапы нашей игры будут представлены в соответствии с моделью П.К. Анохина:

П.К. Анохин предложил функциональную систему как модель ориентировочно-исследовательской деятельности. В основе поведения и мыслительной деятельности, по мнению П.К. Анохина, лежат следующие процессы:
1. Афферентный синтез – обстановочная афферентация, пусковая афферентация, ин-формация, извлекаемая из памяти.
2. Стадия принятия решения – формирование конечной цели, к которой стремится организм.
3. Акцептор результата действия обеспечивает прогнозирование будущего результата и сравнение его при помощи об¬ратной связи.
4. Эфферентный синтез обеспечивает получение определенного результата.
5. Обратная афферентация (постоянно) реализует различные когнитивные процессы, зависящие от модальности решения задачи.
Если согласование является переходом к следующему этапу, если оно отсутствует, то активируется ориентировочно-исследовательская деятельность.

https://upforme.ru/uploads/001b/43/63/2/49993.png

0

3

https://upforme.ru/uploads/001b/43/63/2/t310150.jpg

Интересные идеи, думаю можно почерпнуть из жизни муравьев. Об этих насекомых уже описаны и сняты фундаментальные исследования. Так, например Эдвард Осборн Уилсон (1929-2021) — американский биолог, социобиолог, мирмеколог, эколог, писатель, дважды лауреат Пулитцеровской премии и автор книги "Планета муравьев", 2022 г. Был признанным в мире экспертом по муравьям и получил прозвище "Ant Man", а его идеи показаны в фильме:

0

4

Отличное интервью на канале Софико Шеварднадзе, лозунгом которого может стать: "У муравьев нет голодных, нет бездомных и нет бедолаг!"

Разберемся с некоторыми терминами:

Биосоциальность (биосоциальная гипотеза происхождения культуры) – биосоциальная теория культурогенеза, которая состоит в том, что человек прежде всего является частью природы и живет по определенным биологическим законам, а культура – сугубо человеческий способ приспособления к окружающей среде. Человек создает определенную систему ценностей, традиций и символов, где социальное вытекает из биологического. Подробнее>>

Эусоциальность (др.-греч. εὖ «полностью, хорошо» + социальность) — форма организации сообществ (как правило, семейных групп) животных, при которой часть особей не размножаются и ухаживают за потомством размножающихся особей. Эусоциальность и её теория изучается в социобиологии. В формировании эусоциальности различаются стадии пресоциальности: пресоциальность, субсоциальность, полусоциальность, парасоциальность и квазисоциальность. Подробнее>>

Трофаллаксис (от др.-греч. τροφή «еда, пища» и ἄλλαξις «обмен») — обмен пищей и выделениями желёз между членами сообщества у социальных видов животных (пчёл, муравьёв, термитов и других) через кормление изо рта в рот или из ануса в рот. Трофаллаксис играет большую роль в передаче информации от одной особи к другой и в укреплении связей внутри популяции с помощью феромонов. Также происходит (например, у термитов) обмен организмами-симбионтами и прочей микробиотой. Трофаллаксис наиболее широко развит у социальных насекомых, таких как муравьи, осы, пчелы и термиты и охватывает всех без исключения членов их колонии, и в нём принимают участие не только имаго (взрослые особи), но также у ряда видов — личинки. Также трофаллаксис используется волками, вампировыми летучими мышами и некоторыми видами птиц. Одной из форм трофаллаксиса является взаимное облизывание. Различают стомодеальный трофаллаксис (путём отрыгивания изо рта в рот) и проктодеальный трофаллаксис (путём экскреции через анальное отверстие). Подобным способом кормят личинок некоторые виды муравьёв.

+ интересная статья "Главное открытие уходящего десятилетия: среди муравьев полно бездельников">>

0

5

Посмотрели с сыном фильм "Дикий робот", 2024, оценили на десяточку! Вот, о чем подумал, - как же, все таки, близки алгоритмы искусственного интеллекта и инстинктивные программы у животных. А время сейчас такое, что и роботы и живые существа учатся друг у друга наиболее эффективным практикам жизни, так что экспертность рождается в процессе взаимодействия естественных механизмов адаптации с искусственными (цифровыми).

0

6

https://upforme.ru/uploads/001b/43/63/2/t318751.jpg

Я думаю, что можно рассмотреть этапы нашей игры с точки зрений модели П.К. Анохина:

1. Афферентный синтез: Игровая механика: Игроки начинают с определенной цивилизации (например, охотники-собиратели) и получают информацию об окружающем мире (ресурсы, климат, соседи). Это может быть реализовано через карточки или интерактивные элементы. Цель: Собрать информацию о ресурсах, доступных в окружении, и о потребностях своей цивилизации.

2. Стадия принятия решения: Игровая механика: На основе полученной информации игроки должны принимать решения о том, какую стратегию развивать (например, перейти к земледелию, развивать торговлю или укреплять военные силы). Цель: Определить конечную цель своего развития (например, создать мощное государство, развить науку или достичь гармонии с природой).

3. Акцептор результата действия: Игровая механика: Игроки прогнозируют, как их решения повлияют на будущее (например, какие ресурсы понадобятся для строительства, сколько людей потребуется для выполнения задач). Цель: Сравнить свои прогнозы с реальными результатами действий, получая обратную связь от игрового мира (например, успех/неудача в выполнении задач).

4. Эфферентный синтез: Игровая механика: Игроки реализуют свои решения, используя ресурсы и людей для достижения поставленных целей (строительство, исследование, военные действия). Цель: Получить определенные результаты (например, увеличить население, получить новые технологии, расширить территорию).

5. Обратная афферентация: Игровая механика: Игроки получают постоянную обратную связь о своих действиях (через события, изменения в окружающей среде, реакции других цивилизаций). Цель: Адаптироваться к изменениям и корректировать свои стратегии в зависимости от полученной информации.

Дополнительные элементы игры:

  • События и миссии: В игре могут появляться случайные события (природные катастрофы, войны, открытия), требующие от игроков быстрой реакции и адаптации стратегий.

  • Сотрудничество и конкуренция: Игроки могут взаимодействовать друг с другом, создавая альянсы или соперничая за ресурсы, что добавит элемент социального взаимодействия.

  • Развитие технологий: В зависимости от принятых решений, игроки могут развивать различные технологии, которые будут давать преимущества в игре.

0

7

https://upforme.ru/uploads/001b/43/63/2/t587389.jpg

Я тоже предлагаю небольшой сценарий игра под названием "Эволюция: Путь Человечества"

Концепция игры следующая: игроки проходят ключевые этапы развития человечества, принимая решения, которые влияют на эволюцию общества. Каждый ход соответствует стадиям функциональной системы Анохина, а успешное прохождение этапов ведет к прогрессу. Ошибки заставляют игроков искать новые пути через исследовательскую деятельность. Правила и механика игры:

Подготовка. Игроки выбирают эпоху (первобытное общество, античность, средневековье, индустриальная эра, цифровая эпоха и т. д.). Каждому этапу соответствует "Вызов цивилизации" (например, "Охота и собирательство", "Изобретение письменности", "Промышленная революция"). 

Итак, ход игры (по модели П.К. Анохина):

1. Афферентный синтез (Анализ ситуации). Игроки получают "Входные данные"(ресурсы, знания, угрозы). Пример: "Племя голодает. Есть каменные орудия, но нет скота. Враги нападают с севера. Что делать?" 

2. Принятие решения. Игроки выбирают стратегию: 
  - Кооперация (объединиться с другими племенами) 
  - Инновация (изобрести лук и стрелы) 
  - Агрессия (напасть на врагов) 
  - Миграция (уйти в более плодородные земли) 

3. Акцептор результата (Прогнозирование). Перед реализацией решения игроки предсказывают последствия (например: "Если мы изобретем лук, сможем лучше охотиться, но потратим время на обучение"). 

4. Эфферентный синтез (Действие). Игроки разыгрывают событие, бросают кубик или используют карты вероятности. Пример: "Изобретение лука: бросок кубика — 5 (успех). Охота стала эффективнее, племя выжило!"

5. Обратная афферентация (Оценка результата). Если результат соответствует прогнозу→ переход на новый уровень развития. Если не соответствует→ активируется ориентировочно-исследовательская деятельность (игроки должны найти новый способ решения проблемы). 

Пример игры. Эпоха: Первобытное общество. Вызов: "Нехватка пищи" 

1. Афферентный синтез: Игроки видят, что вокруг мало зверей, но есть река и глина. 
2. Принятие решения: "Лепить горшки и хранить зерно" (инновация). 
3. Акцептор результата: "Если сделаем керамику, сможем запасать еду, но потратим время на эксперименты". 
4. Эфферентный синтез: Бросок кубика — 4 (умеренный успех). Горшки получились, но трескаются. 
5. Обратная связь: Часть запасов испортилась → нужно улучшить технологию обжига (новая исследовательская задача). 

Победа: игроки побеждают, если проходят все ключевые этапы развития (от каменного века до космической эры), успешно адаптируясь к вызовам.

Кстати, вышла серия-продолжение той истории, что представлена выше. И опять в ней представители той самой внеземной цивилизации используют человека для достижения своих целей:

0

8

Хорошо, предлагаю порассуждать, о том как различные психологические проблемы на индивидуальном уровне создают условия для созревания и развития новых функциональных систем в организме. Как это соотносится с общечеловеческими особенностями эволюции человеческого вида Homo sapiens: меняется коммуникация, создаются новые адаптивные технологии, меняются ценности и этика...

Предлагаю написать научное эссе, посвященное исследуемой вами психологической проблеме с точки зрения того, способствует ли ее разрешение созреванию и развитию новой функциональной системы в человеческом сознании и организме.

Вот примеры того, как можно назвать свое эссе:
  • "Проблемная ситуация" как системообразующий фактор: механизмы запуска созревания новой функциональной системы по П.К. Анохину

  • От хаоса к порядку: психологический кризис как условие реорганизации функциональных систем в концепции П.К. Анохина

  • Адаптивность против Ригидности: почему не все психологические проблемы приводят к созреванию новых функциональных систем?

  • Цена прогресса: "обратная афферентация" и оценка эффективности новых функциональных систем, сформированных в ответ на психологическую проблему.

  • Невроз как "лаборатория" формирования новых функциональных систем? Анализ концепции П.К. Анохина в свете психопатологии

  • Кризисы развития (возрастные, личностные) как двигатель созревания высших функциональных систем психики

  • Компенсация и сверхкомпенсация: формирование новых функциональных систем при преодолении психотравмы в контексте теории Анохина

  • Нейропластичность в действии: психологическая реабилитация как целенаправленное создание условий для созревания новых функциональных систем взамен утраченных

  • Психологический стресс: деструктор или архитектор новых функциональных систем?

  • Творчество и инсайт как результат созревания новой функциональной системы в ответ на интеллектуальную проблему

https://upforme.ru/uploads/001b/43/63/2/t887497.jpg

0

9

https://upforme.ru/uploads/001b/43/63/2/t332717.jpg
Асинхрония развития в концепции П.К. Анохина

Асинхрония развития — это неравномерное созревание психических функций, при котором одни сферы (например, интеллект или речь) опережают возрастные нормы, а другие (моторика, эмоциональная регуляция) значительно отстают. Такая дисгармония часто встречается у детей с расстройствами аутистического спектра (РАС), синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), дислексией, а также у одаренных детей.

Асинхрония развития с позиций теории функциональных систем П.К. Анохина представляет собой нарушение процессов системогенеза - естественного формирования взаимосвязей между различными функциональными системами организма. В отличие от традиционных представлений об асинхронии как простом несоответствии темпов развития отдельных функций, анохинский подход акцентирует внимание на дезинтеграции системных процессов, обеспечивающих адаптивное поведение ребенка. По мнению Анохина нарушение нормального системогенеза проявляется:

  • Дисгармонией созревания элементов одной функциональной системы

  • Рассогласованием темпов развития разных систем

  • Дефектами формирования акцептора результатов действия

  • Нарушением обратной афферентации

Клинические проявления асинхронии по Анохину:

  • Внутрисистемная асинхрония т.е. несогласованность элементов одной системы,например, развитие фонематического слуха опережает артикуляционные навыки

  • Межсистемная асинхрония т.е. рассогласование разных функциональных систем,например, опережающее развитие речи при отставании двигательной сферы

  • Дефицит системной интеграции т.е. нарушение формирования узловых механизмов,например, трудности координации зрительно-моторных актов

Возрастные особенности:

  • Ранний возраст (0-3 года): нарушения формирования базовых функциональных систем (пищевой, ориентировочной)

  • Дошкольный возраст (3-7 лет): дезинтеграция игровой деятельности и коммуникативных систем

  • Школьный возраст: рассогласование учебных и социальных функциональных систем

Основными причинами асинхронии могут быть:

  • биологические факторы: генетическая предрасположенность (например, семейные случаи СДВГ, дислексии),перинатальные патологии (гипоксия, родовые травмы, недоношенность), функциональная незрелость ЦНС (задержка миелинизации нервных волокон).

  • психосоциальные факторы (дефицит сенсорных стимулов в раннем возрасте),педагогическая запущенность или гиперопека, стрессовые условия развития (конфликты в семье, частые переезды).

Нейрокоррекция с позиций теории функциональных систем

Основные принципы коррекции:

  • Ориентация на конечный адаптивный результат

  • Поэтапное формирование узловых механизмов

  • Обеспечение полноценной обратной афферентации

  • Учет гетерохронности развития

Методы коррекции:

  • Сенсомоторная интеграция (упражнения на формирование целостных двигательных актов)

  • Развитие координации между афферентными и эфферентными звеньями

  • Когнитивно-поведенческие методы (Поэтапное формирование умственных действий (по Гальперину)

  • Развитие акцептора результатов действия,

  • Эмоционально-регуляторные техники (Формирование системы эмоционального предвосхищения)

  • Развитие механизмов афферентного синтеза

Этапы нейрокоррекционного воздействия:

1. Диагностический этап:

  • Анализ сформированности ключевых функциональных систем

  • Выявление дефицитарных звеньев

2. Коррекционный этап:

  • Постепенное "доформирование" недостающих элементов

  • Интеграция элементов в целостные системы

3. Стабилизационный этап:

  • Закрепление системных связей

  • Формирование новых акцепторов действия

Эффективность коррекции зависит от возраста начала вмешательств,степени дезинтеграции систем, cохранности потенциальных возможностей системогенеза. Конечно, наиболее благоприятный прогноз при выявлении нарушений до 3-х лет ребенка.

Отредактировано Мария Конторщикова 13 (16.06.2025 02:05:27)

0

10

https://upforme.ru/uploads/001b/43/63/2/t86316.jpg

Адаптивность против Ригидности: почему тревожность мешает созреванию новых функциональных систем

Современная психология рассматривает личность как динамическую систему, способную к саморазвитию и адаптации. Согласно теории функциональных систем П.К. Анохина, любое изменение среды требует перестройки существующих поведенческих паттернов и, как следствие, созревания новых функциональных систем, если старые оказываются неэффективными. Однако в психотерапевтической практике и эмпирических исследованиях часто наблюдается, что не все люди, столкнувшиеся с психологическими трудностями, демонстрируют рост, развитие или адаптацию. Это противоречие требует анализа: почему одни субъекты проявляют гибкость и трансформируют опыт в личностное развитие, а другие — остаются ригидными, повторяя деструктивные сценарии?

Психологические трудности (травмы, кризисы, экзистенциальные конфликты) обладают высокой потенциальной энергией. Они могут выступать в роли стрессоров, запускающих перестройку мотивационных, когнитивных и поведенческих систем. Классический пример — посттравматический рост (PTG), когда индивид после травматического опыта обретает новые ценности, смыслы и цели, демонстрируя более зрелое функционирование. Однако, как подчеркивал Л.С. Выготский, развитие возможно только тогда, когда индивид вступает в зону ближайшего развития. То есть необходим не просто внешний стресс, а наличие внутренних ресурсов и социальных условий, поддерживающих преобразование кризиса в рост.

Роль адаптивности и ригидности. Адаптивность — это способность системы (в том числе психики) к гибкому реагированию на изменяющиеся условия, а ригидность — ее противоположность: склонность к сохранению привычных форм поведения и мышления даже при их неэффективности.

Личностная адаптивность включает:

  • открытость к новому опыту,

  • рефлексивность,

  • когнитивную гибкость,

  • способность к ментализации и регуляции аффекта.

Ригидность проявляется в:

  • избегании изменений,

  • стереотипности мышления,

  • доминировании защитных механизмов (например, проекции, вытеснения),

  • неспособности осознавать и перерабатывать эмоциональные переживания.

Таким образом, даже если стрессор потенциально способен стать стимулом к развитию, ригидные психологические структуры могут "заблокировать" формирование новых функциональных систем. Вместо адаптации развивается дезадаптация: тревожные расстройства, депрессия, соматизация.

Тревожность как модератор адаптивного или ригидного исхода. Тревожность — важный психологический и нейрофизиологический механизм, влияющий на исход проблемной ситуации. Она может как способствовать адаптации, так и мешать ей, в зависимости от своего уровня и характера. В умеренной степени тревожность выполняет функцию раннего сигнала, активизируя процессы внимания, анализа и поиска решений. Это может стать стимулом к перестройке поведенческих и когнитивных паттернов, запуску новых функциональных связей. Такая тревожность, условно говоря, работает на сторону адаптации.

Однако при чрезмерной, хронической или плохо осознаваемой тревожности возникает эффект сужения психологического поля. Повышается ригидность мышления, усиливаются автоматизмы, активизируются примитивные защиты. В условиях высокой тревожности психика стремится не к адаптации, а к сохранению статус-кво любой ценой — даже если он деструктивен. Это приводит к тому, что:

  • Повышается избегающее поведение.

  • Усиливаются стереотипные формы реагирования.

  • Закрепляется ощущение беспомощности и уязвимости.

С нейрофизиологической точки зрения, высокий уровень тревожности способствует доминированию "низших" уровней регуляции — миндалевидного комплекса и лимбической системы — за счет снижения активности префронтальной коры, ответственной за планирование, рефлексию и оценку альтернатив. Это делает невозможной перестройку функциональной системы в сторону более зрелой и эффективной. Таким образом, тревожность выступает как пороговый фактор: если человек способен выдержать напряжение и осмыслить его, появляется возможность роста; если тревожность выходит за пределы «окна толерантности», происходит регресс и усиление ригидности.

Факторы, влияющие на исход психологической проблемы:

  • Индивидуальные различия: уровень интеллекта, эмоциональный интеллект, тип темперамента, уровень базовой тревожности — все это влияет на то, как человек будет реагировать на кризис.

  • Ранний опыт и привязанность: безопасная привязанность в детстве формирует базу для последующей адаптивности. Травматический опыт — наоборот, повышает вероятность ригидных форм реагирования. Социальная поддержка: окружающая среда, наличие эмпатичного отклика и ресурсных связей может способствовать переходу от ригидности к адаптации.

  • Мотивационно-смысловая сфера: если человек способен наделить страдание смыслом, оно становится трансформирующим фактором. Без этого — страдание "застревает", не приводя к развитию.

  • Способность к регуляции тревожности: умение осознавать и модулировать свое тревожное состояние напрямую влияет на возможность включения в развитие, а не в ригидную оборону.

Цель психотерапии — не просто устранение симптомов, а реструктуризация системы личности, повышение ее адаптивности. Психотерапевт создает безопасное пространство, где клиент может "перепрожить" опыт и выстроить новые функциональные связи — эмоциональные, когнитивные, поведенческие. Однако если уровень тревожности высок, а способность к ее осознанию и регулированию — низка, клиент может избегать контакта с аффективным материалом, сопротивляться изменениям, воспроизводить патологические паттерны даже в терапевтическом взаимодействии. Поэтому одна из первых задач терапии — снижение уровня тревожности до оптимального, с которого возможно развитие.

Не всякая психологическая проблема приводит к формированию новых функциональных систем. Ключевым детерминантом этого процесса является способность личности к адаптации, в том числе через эффективную регуляцию тревожности. Если тревожность выходит за пределы обрабатываемого уровня, она становится не катализатором, а барьером развития, закрепляя ригидные формы поведения и мышления. Поэтому задача психологической помощи — не только интерпретировать проблему, но и способствовать снижению тревожности, активации гибкости и запуску потенциала роста.

0

Быстрый ответ

Напишите ваше сообщение и нажмите «Отправить»