ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О ПРОЕКТЕ И ПРОЕКТИРОВАНИИ
Проект (лат. «брошенный вперед») – план, замысел, текст или чертеж чего-либо, предваряющий его создание.
Проектирование - деятельность по созданию чего-либо.
• Самостоятельность в формулировании цели, задач, в мыслительной, практической и презентационной частях;
• Личностная мотивация;
• Творческая деятельность;
• Самостоятельная мыслительная деятельность;
• Практическое применение имеющихся знаний, умений;
• Коммуникативная деятельность, распределение ролей (при групповом проектировании);
• Личностно ориентированный;
• Проблемность;
• Исследовательская деятельность;
• Рефлексия;
• Презентационная деятельность.
• Реализуемость. Можно ли реализовать идею с учётом доступных ресурсов и технологий.
• Рыночный потенциал. Есть ли спрос на продукт или услугу.
• Конкурентоспособность. Как идея будет выделяться на фоне конкурентов и привлекать внимание целевой аудитории.
• Социальная значимость. Будет ли проект полезен обществу и решать актуальные проблемы.
• Мотивация и интерес участников проекта.
• Практическая значимость и перспективность проекта.
• Информированность (открытость) проекта.
Образовательный проект рассматривается как совместная учебно-познавательная, творческая деятельность студентов и преподавателей, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата деятельности.
Учебный проект – дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации; развивающее специфические умения и навыки проектирования:
• Проблематизация
• Целеполагание и планирование деятельности
• Самоанализ и рефлексия
• Презентация (самопредъявление) проекта с использованием наглядности, продуктов проекта
• Поиск информации, вычленение и усвоение необходимого знания из информационного поля
• Практическое применение ЗУН в различных ситуациях,
• Проведение исследования (эксперимент, анализ, синтез, выдвижение гипотезы, обобщение и т.д.)Виды и формы учебных проектов: от проекта на одном занятии до проекта на весь учебный год; от мини – проектов для изучения разных предметных тем до межпредметных, внепредметных и внешкольных; проектирование по количеству и составу участников: индивидуальное, групповое, разновозрастное, общешкольное, межшкольное, международное и т.д.; курсовое проектирование.
Классификация учебных проектов на основе доминирующей деятельности студентов:
• Практико-ориентированный проект;
• Исследовательский;
• Творческий.