Нарушения исполнительных функций (ИФ) являются распространённой проблемой при различных неврологических и психических состояниях, таких как черепно-мозговая травма, инсульт, деменции, шизофрения, расстройства аутистического спектра и СДВГ. Эти функции включают способности к планированию, самоконтролю, гибкому мышлению, принятию решений и целенаправленному поведению. Они играют важную роль в повседневной жизни человека: от базовой самоорганизации до успешной социальной и трудовой адаптации. Актуальность этой проблемы определяется высоким уровнем дезадаптации, социальной изоляции и снижением качества жизни людей с этими нарушениями.
В терминах Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья (МКФ-ДП), исполнительные функции относятся к рубрике b164 – высшие когнитивные функции, в том числе b1641 – организация и планирование, b1642 – выполнение плана, b1643 – переключение внимания, а также b130 – энергия и стремление, что связано с мотивационными аспектами поведения.
Эти функции непосредственно влияют на такие аспекты активности и участия, как d220 – выполнение повседневных действий, d240 – управление стрессом и самоконтроль, d175 – решение задач, d850 – занятость профессиональной деятельностью, d830 – учебная деятельность, d710–729 – межличностные взаимодействия.
Психокоррекционная работа в клинической психологии должна быть направлена как на восстановление самих функций, так и на адаптацию клиента к жизни с их дефицитом. Один из эффективных подходов - когнитивная реабилитация, включающая тренировку отдельных компонентов: памяти, внимания, планирования, гибкости мышления. Используются как бумажно-карандашные задачи, так и современные цифровые программы (например, CogniFit, BrainHQ). Занятия могут быть индивидуальными или групповыми и строятся с учётом профиля дефицитов конкретного человека.
Дополнительно важны метакогнитивные стратегии, когда клиента обучают осознавать свой стиль мышления, ошибки и способы их коррекции. Это позволяет развивать саморегуляцию: планирование действий, мониторинг результатов, корректировку поведения. Важной частью вмешательства является тренировка навыков повседневной жизни, включая ведение распорядка, составление списков, расписаний, использование внешних подсказок и напоминаний. Это снижает стресс, улучшает самостоятельность и восстанавливает чувство контроля.
Также эффективны методы психообразования и поддержки семьи, которые помогают создать терапевтическую среду для восстановления. Тренинги социальных навыков и работа с эмоциональными реакциями (фрустрацией, тревожностью, снижением мотивации) улучшают взаимодействие с другими людьми, способствуют адаптации в учебной и профессиональной среде. Таким образом, клинический психолог может использовать широкий комплекс методик, направленных как на когнитивную, так и на эмоционально-поведенческую сферу, при этом опираясь на структуру МКФ для системного анализа нарушений и его последующей коррекции.