4. Типология характеров.
Акцентуации характера
Термин «акцентуация» в 1968 году ввёл немецкий психиатр Карл Леонгард, который употреблял его в словосочетаниях «акцентуированная личность» и «акцентуированная черта личности». Он описывает акцентуации как чрезмерно усиленные индивидуальные черты личности, обладающие тенденцией к переходу в патологическое состояние в неблагоприятных условиях.
Акцентуация характера – преувеличенное развитие отдельных свойств характера в ущерб другим, в результате чего ухудшается взаимодействие с окружающими людьми. Выраженность акцентуации может быть различной – от легкой, заметной лишь ближайшему окружению, до крайних вариантов, когда приходится задумываться, нет ли болезни – психопатии. Психопатия – болезненное уродство характера (при сохранении интеллекта человека), в результате резко нарушаются взаимоотношения с окружающими людьми, психопаты могут быть даже социально опасны для окружающих. Но в отличие от психопатии, акцентуации характера проявляются не постоянно, с годами могут существенно сгладиться, приблизиться к норме.
Приведем краткую характеристику особенностей поведения в зависимости от типов акцентуации:
– гипертимический (гиперактивный) – постоянная веселость, разговорчивость, энергичность, игнорирование замечаний и наказаний, переступание грани дозволенного;
– дистимичный — постоянно пониженное настроение, грусть, замкнутость, немногословность, в конфликты вступает редко;
– циклоидный – общительность циклически меняется;
– эмотивный (эмоциональный) – чрезмерная чувствительность, ранимость;
– демонстративный — выражено стремление быть в центре внимания и добиваться своих целей любой ценой;
– возбудимый — повышенная раздражительность, несдержанность, агрессивность;
– застревающий — «застревание» на своих чувствах, мыслях, обидчивость, злопамятность;
– педантичный – выраженная занудливость в виде переживания подробностей;
– тревожный (психастенический)
– робость, неуверенность в себе, крайняя нерешительность;
– экзальтированный (лабильный) – очень изменчивое настроение, эмоции ярко выражены;
– интровертированный (шизоидный, аутистический) – малая общительность, замкнутость, изолированность, общение по необходимости, погруженность в себя;
– экстравертированный (конформный) – высокая общительность, словоохотливость до болтливости, отсутствие собственного мнения и самостоятельности, стремление «быть как все», неорганизованность, желание подчиняться.
Сенсорная типологияВсе люди воспринимают мир по-разному, и различия соответствуют трем основным сферам сенсорного опыта – визуальной, аудиальной и кинестетической.
Визуальный тип. Вся воспринимаемая информация представляется этому типу людей в виде ярких картин, зрительных образов, рассказывая что-то, эти люди часто жестикулируют, как бы рисуя в воздухе представляемые образы. В разговоре часто пользуются фразами: «Вот, посмотрите…», «Давайте представим…», «Я ясно вижу, что…»
Аудиальный тип. Эти люди употребляют в основном аудиальные слова: «Я слышу, что вы говорите», «Вот послушайте…», «Это звучит так…» и пр. То, что человек этого типа вспоминает, как бы наговаривается ему его внутренним голосом или он слышит речь, слова другого. При воспоминании взор обращен вправо, влево или влево вниз.
Кинестетический тип. Эти люди хорошо запоминают ощущения, движения. Вспоминая, эти люди как бы сначала воссоздают, повторяют движения и ощущения тела. Вспоминая, они смотрят вниз или вправо вниз. В разговоре в основном используют кинестетические выражения: «Я чувствую, что…», «Мне тяжело», «Не могу ухватить мысль…» и т. п.
Естественно, каждый человек владеет всеми видами вспоминания, но одна из трех систем предоставления сознанию информации обычно развита лучше других. При вспоминании образов из менее развитой системы человек обычно опирается на более развитую, ведущую. Ведущая сенсорная система человека оказывает свое влияние на совместимость и эффективность общения с другими людьми. Определить ведущую сенсорную систему другого человека можно, обращая внимание на слова, которые другой человек использует, чтобы описать свой внутренний опыт.
Если вы хотите установить хороший контакт с человеком, вы можете использовать те же самые процессуальные слова, что и он. Если вы хотите установить дистанцию, то можете намеренно употреблять слова из другой системы представлений, отличной от системы собеседника. Но в жизни мы часто плохо понимаем друг друга, в частности оттого, что не совпадают наши ведущие сенсорные системы.
Комплекс неполноценности и жизненный стиль (по Адлеру)Термин комплекс неполноценности ввел психолог А. Адлер. Он полагал, что все дети испытывают чувство неполноценности, являющееся неизбежным следствием их физических размеров и недостатка сил и возможностей.
Сильное чувство неполноценности может затруднить позитивный рост и развитие. Однако умеренное чувство неполноценности побуждает ребенка расти, стремиться к совершенствованию, к превосходству, к развитию своих способностей.
По Адлеру, борьба за личное превосходство, за господство над другими (что проявляется в жажде власти и агрессии) – это невротическое извращение, результат сильного чувства
неполноценности и отсутствия социального интереса. Оно не может принести признания и удовлетворения личности, которая ищет его таким образом.Жизненные цели обеспечивают направление и задачи для деятельности человека. Например, человек, который стремится к превосходству, личной власти, разовьет определенные черты характера, необходимые для достижения этой цели – амбицию, зависть, недоверие и пр. Адлер указывает, что эти черты характера не являются врожденными, первичными, это «вторичные факторы, навязываемые тайной целью человека».Жизненный стиль – это уникальный способ, выбранный каждым человеком для следования своей жизненной цели, это интегрированный стиль приспособления к жизни и взаимодействия с жизнью вообще. Как часть своего жизненного стиля каждый человек создает свое представление о себе и мире. Адлер называет это схемой апперцепции. Представление человека о мире определяет его поведение (если кто-то полагает, что кольцо веревки в углу – это змея, его страх может быть столь же сильным, как если бы змея действительно там была). Человек избирательно преобразует и интерпретирует свой опыт, активно выискивает одни переживания и избегает других, создавая индивидуальную схему апперцепции и формируя различные паттерны по отношению к миру. Адлер подчеркивает, что люди не беспомощные пешки в руках внешних сил. Человек формирует свою личность.
Психологический рост – это прежде всего движение от центрированности на себе и целей личного превосходства к задачам конструктивного овладения средой и социально полезного развития, сотрудничества с людьми. Конструктивное стремление к совершенству – основная черта здоровой личности. Адлер описывает три ситуации детства, которые могут породить изоляцию, недостаток социального интереса и развитие некооперативного стиля жизни, основанного на нереалистической цели личного превосходства. Такими ситуациями являются: 1) органическая неполноценность. Частые болезни и слабость ребенка могут привести к тому, что ребенок отказывается от взаимодействия с другими из чувства неполноценности и неспособности успешно соревноваться с другими. Адлер указывает, однако, что дети, которые преодолевают свои трудности, могут «сверхкомпенсировать» первоначальные слабости и развить свои способности в необычайной степени; 2) избалованность. Дети также имеют трудности в развитии чувства социального интереса и кооперации. Им не хватает уверенности в своих силах, поскольку другие всегда делали все за них. Вместо того, что бы кооперироваться с другими, они начинают выдвигать односторонние требования к друзьям и семье. Социальный интерес у них чрезвычайно слаб. Адлер обнаружил, что избалованные дети, как правило, испытывают мало подлинных чувств по отношению к родителям, которыми они так хорошо манипулируют; 3) отверженность – третья ситуация, которая может сильно замедлить развитие ребенка. Нежелательный или отвергнутый ребенок никогда не знал любви и кооперации в доме, поэтому ему чрезвычайно трудно развить в себе эти качества. Такие дети не уверены в своей способности быть полезными и получить уважение и любовь окружающих, они могут стать холодными и жестокими. Для того чтобы помочь человеку преодолеть явный или замаскированный комплекс неполноценности , важно: 1) понять специфический стиль жизни человека; 2) помочь человеку понять себя; 3) усилить социальный интерес.
Типы людей и локус контроляОдна из важнейших характеристик личности – степень независимости, самостоятельности и активности человека в достижении своих целей, развитие личной ответственности за происходящие с ним события. Наиболее известной является шкала «локуса контроля» Д. Роттера. Эта шкала основана на положениях: люди различаются между собой по тому, где они локализуют контроль над значимыми для себя событиями. Возможны два локуса контроля и соответственно два типа людей – интерналы и экстерналы.
Человек типа «интернал» – чаще в жизни «победитель», экстернал – «побежденный». У них различные жизненные сценарии, различное отношение к себе и другим людям.
Интерналы интерпретируют значимые события как результат собственных усилий. Они считают, что большинство важных событий их жизни было результатом их собственных действий, и чувствуют свою собственную ответственность за эти события и за то, как складывается их жизнь в целом. Интерналы полагают, что добились сами всего хорошего, что было и есть в их жизни и что они способны с успехом достигать своих целей и в будущем. Но они берут на себя ответственность и за все отрицательные события, склонны обвинять себя в неудачах, неприятностях, страданиях. Интернал считает себя ответственным за события семейной жизни, в семейных проблемах обвиняет прежде всего самого себя, стремится изменить себя. Такой человек считает себя в силах вызывать к себе уважение, симпатию, активно формировать свой круг общения. Интерналу присущи активная жизненная позиция, независимость и ответственность за себя.
Экстерналы полагают, что происходящие с ними события являются результатом внешних сил, случая, обстоятельств, других людей и т. п. Люди-экстерналы обычно пассивны, пессимистичны, чувствуют, что от них ничего не зависит, все зависит от обстоятельств, а они – пешки в этой жизни, и даже свои успехи, достижения и радости приписывают внешним обстоятельствам, везению, счастливой судьбе или помощи других людей.
Жизненные сценарии в судьбе человекаКаждый человек еще в детстве, чаще всего бессознательно, думает о своей будущей жизни, как бы прокручивает в голове свои жизненные сценарии. Сценарий — это постепенно развертывающийся жизненный план, который формируется еще в раннем детстве в основном под влиянием родителей. Этот психологический импульс толкает с большой силой человека вперед, навстречу его судьбе, и очень часто независимо от его сопротивления или свободного выбора.
Жизненные сценарии основываются в большинстве случаев на родительском программировании , которое ребенок воспринимает по трем причинам. Во-первых, оно дает жизни цель, во-вторых, помогает структурировать свое время, в-третьих, подсказывает, как поступать в тех или иных случаях. Учиться самому интересно, но вот учиться на своих ошибках не слишком практично. Родители, программируя жизнь своих детей, передают им свой опыт, все то, чему они научились (или думают, что научились). Если родители – неудачники, то они передают свою программу неудачников. Если же они победители, то соответственно программируют судьбу своего ребенка. Долгосрочная модель всегда предполагает сюжетную линию. И хотя результат предопределен родительским программированием в добрую или иную сторону, ребенок может избрать свой собственный сюжет.
Согласно концепции трансакционного анализа Э. Берна, сценарий предполагает: 1) родительские указания; 2) подходящее личностное развитие; 3) решение в детском возрасте; 4) действительную «включенность» в какой-то особенный метод, несущий успех или неудачу.
Если сценарием считается то, что человек еще в детстве планирует совершить в будущем, то жизненный путь – это то, что происходит в действительности. Жизненный путь в какой-то степени предопределен генетически (вспомним концепцию виктимологии Ч. Тойча), а также положением, которое создают родители, и различными внешними обстоятельствами. Болезни, несчастные случаи, война могут сорвать даже самый тщательный, всесторонне обоснованный жизненный план.
Существует много сил, влияющих на человеческую судьбу: поддерживаемых «внутренним голосом», который древние звали «демоном»; конструктивное родительское программирование, поддерживаемое, подталкиваемое течением жизни; семейный генетический код, предрасположенность к определенным жизненным проблемам и способам поведения; внешние силы, все еще называемые судьбой; свободные устремления самого человека. Продуктом действия этих сил и оказываются разные типы жизненного пути, которые могут смешиваться и вести к одному или другому типу судьбы: сценарному, несценарному, насильственному или независимому. Но в конечном счете судьба каждого человека определяется им самим, его умением мыслить и разумно относиться ко всему происходящему в окружающем мире. Человек сам планирует собственную жизнь. Только тогда свобода дает ему силу осуществлять свои планы, а сила дает ему свободу осмысливать их, а если надо, и отстаивать их или бороться с планами других. Даже если жизненный план человека определен другими людьми или в какой-то степени обусловлен генетическим кодом, то и тогда вся его жизнь будет свидетельствовать о постоянной борьбе.
Возможны четыре основных жизненные сценария:
– «Я – хороший, все Они – хорошие, жизнь – хороша», – сценарий «победителя»;
– «Я – плохой, Они – плохи, жизнь – плоха», – сценарий «побежденного», неудачника;
– «Я – хороший, но Они – плохие, жизнь – плоха», – сценарий «озлобленного пессимиста»;
– «Я – плохой, а Они – хорошие», – сценарий «комплекса неполноценности».
Жизненный сценарий оказывает свое влияние на те жизненные позиции, которые проявляет человек в карьере, работе, в браке. В сфере человеческих отношений. Жизненные позиции, или отношение человека к определенной своей жизни, могут быть позитивны, негативны, можно выделить семь вариантов жизненных позиций: 1) идеализация действительности; 2) крушение; 3) вызов всему (неповиновение); 4) уход от дел; 5) осознание; 6) решительность; 7) убежденность.
Адаптированность человека и фундаментальная типология индивидуальностиЧеловек может быть гармоничен и адаптирован либо дисгармоничен и дезадаптирован.
Адаптированность – уровень фактического приспособления человека, уровень его социального статуса и самоощущения. Дезадаптация – всегда психосоматична и протекает в трех формах: невротической (неврозы), агрессивно-протестной и капитулятивно-депрессивной (психосоматические заболевания и нарушения поведения).
Согласно концепции В.И. Гарбузова, можно выделить семь инстинктов: самосохранения, продолжения рода, альтруистический, исследования, доминирования, свободы и сохранения достоинства. И каждый человек принадлежит к одному из семи типов: эгофильному, генофильному, альтруистическому, исследовательскому, доминантному, либертофильному, дигнитофильному.
Эгофильный тип. Личность с выраженной эгоцентричностью, тревожной мнительностью, склонностью при неблагоприятных обстоятельствах к навязчивым страхам, фобиям или истерическим реакциям.
Генофильный тип. Эволюционная целесообразность наличия данного типа заключается в том, что его носители – хранители семьи, хранители генофонда рода, хранители жизни.
Альтруистический тип. Для людей этого типа характерны доброта и забота о близких. Они убеждены, что не может быть хорошо всем, если плохо кому-то одному.
Исследовательский тип. У людей этого типа с раннего детства отмечаются любознательность, стремление во всем добираться до сути, склонность к творчеству.
Доминантный тип. Личность, знающая, чего она хочет и как достигнуть желаемого, упорная в достижении цели, готовая к продуманному риску, умеющая разбираться в людях и повести их за собой.
Либертрофильный тип. Для людей этого типа характерны стремление к самостоятельности, отрицанию авторитетов, предрасположенность к риску, нетерпимость к рутине, бюрократизму.
Дигнитафильный тип. Характерна безоглядность, готовность поступиться всем в отстаивании своих прав, непоколебимая позиция: «Честь превыше всего». Инстинкт самосохранения у такого человека на последнем месте.
Характерный мышечный панцирьПсихолог Райх выдвинул теорию, согласно которой характер человека включает постоянный, привычный набор паттерн-защит. Райх полагал, что характер создает защиты против беспокойства, которое вызывается в ребенке интенсивными сексуальными чувствами в сопровождении страха, наказания. Первая защита против этого страха – подавление, которое временно обуздывает сексуальные импульсы. По мере того как «эгозащиты» становятся постоянными и автоматически действующими, они развиваются в черты характера или характерный панцирь.
Каждое характерное отношение имеет соответствующую ему физическую позу, поэтому характер человека выражается в его теле в виде мышечной ригидности. Человеку полезно проанализировать в деталях свою позу и физические привычки (поэтому Райх часто имитировал характерные позы или жесты пациентов, просил усилить определенный зажим в мышцах, чтобы лучше осознать его, прочувствовать его и выявить эмоцию, которая связана с этой частью тела). Лишь после того как подавляемая эмоция находит свое выражение, человек может полностью отказаться от хронического напряжения, или зажима.
Райх обнаружил, что хронические мышечные зажимы блокируют три основных побуждения: тревожность, гнев и сексуальное возбуждение. Он пришел к выводу, что физический (мышечный) и психологический панцирь – одно и то же. При работе с мышечным панцирем Райх обнаружил, что освобождение хронически зажатых мышц вызывает особые ощущения – чувство тепла или холода, покалывание, зуд или эмоциональный подъем. Он полагал, что эти ощущения возникают в результате высвобождения биологической энергии, которую назвал «оргоном».
Мышечные зажимы служат ограничению как свободного потока энергии, так и свободного выражения эмоций у человека.Психологический, личностный рост, самоусовершенствование человека Райх определяет как процесс рассасывания психологического и мышечного панциря, постепенного становления более свободным, искренним и открытым человеком, более энергичным и счастливым.